Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Приятно осознавать, что обаятельные, интеллигентные, остроумные и склонные к самоиронии люди живут долго. Как, например, народный артист СССР Олег Павлович Табаков, которому 17 августа исполняется 75 лет. Сам он как-то отметил, что это качество у него «в большей степени от отца, Павла Кондратьевича».
Кот Матроскин, Илья Ильич Обломов, Вальтер Шелленберг, Людовик ХIII, мисс Эндрю, Кащей Бессмертный и даже президент США – все это он, саратовский мальчишка, когда-то подписывавший свои письма на фронт отцу, военному врачу, как «маршал Лелик».
Леликом называла его мама. «Маршалом» от театра он стал сам. Оговорюсь, что, несмотря на то, что Олег Табаков знаменит своими киноролями, работами на телевидении и озвучиванием мультипликационных героев, главным делом его жизни следует признать все же театр. И здесь стоит отметить, что сочетание блестящего актерского дарования и отличных административных способностей – очень редкий дар в артистической среде, которая, как правило, пассивна по своей природе.
Табаков же вместе с группой единомышленников во главе с Олегом Ефремовым когда-то создал знаменитый «Современник», а после ухода Ефремова во МХАТ несколько лет был директором театра, который в 1950-1960-е стал символом новой, свежей волны в застывших скалах советской театральной Мельпомены. Гражданственность «Современника» неотделима от ролей Табакова. Достаточно вспомнить его студента Мишу из «Вечно живых» Виктора Розова, легендарного спектакля, которым открылся новый театр.
Позднее Ефремов и Галина Волчек (нынешний худрук «Современника») увековечили это произведение Розова, сняв в 1976 году телеспектакль. Но, увы, уже без Табакова. А жаль.
Инфаркт, который он получил в 29 лет, о многом заставил задуматься. По словам самого Табакова, «после этого я стал заниматься только тем, что мне интересно». В частности, он приходит к режиссуре и преподавательской деятельности, совмещая это с актерскими работами. В том числе и в кино. Табакову хочется самостоятельности, собственного театрального направления.
Новый театр он строил собственными руками, вместе со студентами своего курса ГИТИСа, ремонтируя бывший угольный склад, который со временем превратился в известную всей театральной Москве «Табакерку». Именно она стала отдушиной для мастера, у которого в «Современнике» в начале 80-х почти не было ролей. Именно эта театр-студия вырастила многих известных ныне актеров, среди коих достаточно назвать Евгения Миронова, Владимира Машкова, Сергея Безрукова, Марину Зудину, Сергея Угрюмова.
И снова, как в случае с «Современником», театральный проект Табакова стал для своего времени некоей «форточкой», творческой лабораторией, куда билет было не достать.
Что же положил в основу своего театра Табаков, давно переросший к тому времени рамки просто актера? Какую идею? Следование профессии, которой он, по его словам, «овладел настолько, что ощущал нестерпимую потребность передавать опыт из рук в руки, продлеваться в учениках». Так, другой театральный мэтр, Петр Фоменко создал некогда театр «Мастерская П. Фоменко», испытывая желание продолжаться в своих последователях.
Табакову этого мало. В качестве режиссера и преподавателя он активно работал в театрах Венгрии, Финляндии, Германии, Дании, Австрии, США, где им было поставлено более 40 пьес. На базе Гарвардского университета он создал и возглавил Летнюю школу имени Станиславского.
В 2000 году, после смерти Олега Ефремова, возглавил Московский художественный театр им. Чехова, детище Станиславского и Немировича-Данченко. При нем буква А, долгие годы бывшая в названии театра, исчезла из названия. Табаков так объяснил это решение: «Что такое «А»? Это некая сублимация того, что в начале прошлого века называлось «императорский театр». В нем существовали различные формы поощрения. Когда случилась революция, то она хотела сохранить какую-то систему поощрений. Показать, кто у нее на особом счету... С чем у меня ассоциируется прилагательное «академический»? С Академией наук. С чем-то, безусловно, незыблемым. Применительно к театру такое слово неверно. Театр - прекрасное, легкомысленное, поисковое занятие».
Несмотря на «легкомысленное занятие», снова нужно было доказывать, себе и другим, что ты – профессионал. Что можешь возглавить такую махину. Что зритель будет спрашивать лишний билетик за квартал до театра.
Табаков доказал, что он по праву является руководителем МХТ им Чехова. Сочетая в себе качества не только актера, но режиссера и управленца. Хозяина, как обозначает последнее амплуа сам Олег Павлович, которому в рачительности никогда нельзя было отказать. Не случайно его Кот Матроскин некогда вышел столь убедительным. Для него театр – это «большая семья, где много детей и все по справедливости».
На сегодняшний день Олег Табаков - признанный мэтр, человек, увенчанный многими наградами и регалиями. Однако глаз, слава Богу, по-прежнему горит. А значит, нас ждут новые открытия широкой души этого светлого и умного человека, который делится ими со зрителями уже много лет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции