Рейтинг@Mail.ru
Юрий Драгунцов: процесс очищения милиции стал делом всего общества - РИА Новости, 12.08.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Юрий Драгунцов: процесс очищения милиции стал делом всего общества

© РИА Новости / Сергей Пятаков | Перейти в медиабанкНачальник управления собственной безопасности МВД РФ Юрий Драгунцов
Начальник управления собственной безопасности МВД РФ Юрий Драгунцов
Читать ria.ru в
Дзен
Руководитель Департамента собственной безопасности МВД России генерал-лейтенант милиции Юрий Драгунцов в интервью РИА Новости рассказал о том, как складывается взаимодействие с населением в условиях продолжающейся реформы МВД, а также о возможном введении в России проверки подозреваемых в коррупции чиновников на честность.

Департамент собственной безопасности МВД России подвел итоги оперативно-служебной деятельности за первое полугодие этого года. Руководитель ДСБ МВД генерал-лейтенант милиции Юрий Драгунцов в интервью РИА Новости рассказал о том, как складывается взаимодействие с населением в условиях продолжающейся реформы МВД, какие принимаются меры по укреплению дисциплины среди сотрудников и кто из них чаще всего становится мишенью преступников, а также о формировании образа сотрудника милиции в современных телесериалах и возможном введении в России проверки подозреваемых в коррупции чиновников на честность. Беседовал Сергей Стефанов.

- Юрий Владимирович, какие результаты достигнуты по итогам первого полугодия 2010 года по линии ДСБ? Что бы вы могли здесь отметить? Как складывается взаимодействие с населением в сфере противодействия коррупционным проявлениям?

- Министерство ведет последовательную работу, направленную на самоочищение рядов. Большинство громких дел последних лет – это результат системной работы департамента. Подчеркну, что подавляющее большинство нарушений и преступлений в системе МВД выявляет именно ДСБ. Приведу цифры за первое полугодие 2010 года: в целом по России доля участия УСБ (ОСБ) в выявлении сотрудников, совершивших уголовно-наказуемые деяния, составляет 62%, по должностным преступлениям превысила 67%, а по такому виду преступлений, как взяточничество, – 82%.

Хочу особо отметить, что реформа МВД «разбудила» общественное внимание к поведению сотрудников милиции. Это, безусловно, позитивный, дисциплинирующий фактор. За первое полугодие 2010 года подразделениями рассмотрено в общей сложности более 17,3 тысячи жалоб и обращений граждан (рост на 16%), непосредственно ДСБ МВД России - более 7,2 тысячи, что на 80% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

И хотя в ряде случаев заявления не нашли подтверждения, зафиксированное 40%-е соответствие сигналов населения действительности привело к росту выявленных правонарушений на 13,5%. Эти цифры свидетельствуют о том, что процесс очищения органов внутренних дел перестал быть исключительно ведомственной задачей, а стал делом всего общества. Значит, мы идем в правильном направлении.

- Какие еще меры, связанные с укреплением дисциплины, вы могли бы назвать?

- Успешно зарекомендовала себя и будет продолжена практика проведения заслушиваний руководителей органов и подразделений, допустивших существенное увеличение количества нарушений законности подчиненными сотрудниками. При этом дается принципиальная оценка степени ответственности данных должностных лиц за сложившуюся ситуацию. За первое полугодие 2010 года было заслушано 884 руководителя, из них 202 - привлечены к дисциплинарной ответственности, 18 - уволены из органов внутренних дел.

За последнее время серьезно ужесточены требования к приему в ведомственные учебные заведения, на службу в органы внутренних дел. Принципиальным вопросом является системный антикоррупционный мониторинг, поскольку во время прохождения службы различного рода «соблазны» могут изменить поведение сотрудника. В целях профилактики коррупционных проявлений в 2 540 случаях подразделениями СБ при проведении процедуры согласования лиц, назначаемых на руководящие должности в системе МВД России, была дана отрицательная рекомендация.

- У некоторых наших читателей может создаться впечатление, что усиление профилактической работы означает, что Ваша работа состоит в поиске виновных. Это так?

- Нет, это ошибочное впечатление. В своей работе департамент строго следует принципу объективности. Превращать работу сотрудника милиции в существование «под колпаком» недопустимо. Работа в милиции связана с риском, требует таких качеств как воля, сила, умение противостоять серьезным угрозам и вызовам. Потому мы не должны допустить превращения милиционера в некоего бюрократа в худшем смысле этого слова, который жил бы по принципу «моя хата с краю» и «как бы чего не вышло».

По поручению руководства министерства мы совместно с Департаментом кадрового обеспечения создаем регламенты, которые формируют у личного состава четкое представление о тех пределах, за которыми наступает ответственность.

Работа над повышением дисциплины в органах милиции побудила нас обратиться к научным экспертам, ведущим специалистам в этой сфере. В своих рекомендациях они практически единодушно отметили, что одной из ключевых проблем, приводящих к правонарушениям в милицейской среде, является и общий правовой нигилизм.

- Не могли бы вы пояснить эту мысль? С чем это связано?

- Во-первых, зачастую сотрудники МВД становятся объектом «внешнего» коррумпирования. Если мы посмотрим, какие подразделения дают наибольшие показатели правонарушений, так это именно те, у которых присутствует наиболее частый контакт с населением – подразделения участковых уполномоченных милиции, следствия, государственной инспекции безопасности дорожного движения, дознания, уголовного розыска. Абсолютно уверен, чтобы реформа МВД оказалась результативной для общества, самому обществу нужно отказаться от порочной практики заводить «полезные знакомства» в милиции, чтобы обратиться «если что». Многие нарушения в системе органов внутренних дел как раз обусловлены такого рода неформальными обращениями.

Еще одна серьезная проблема, с которой мы столкнулись, – целенаправленная работа криминальных группировок в попытке склонить наших сотрудников к работе в своих интересах, а значит, против общества и государства. В ход идут все средства  – подкуп, шантаж, разрабатываются целые криминальные комбинации. В этой связи ДСБ крайне важно иметь постоянный контакт с личным составом милиции, чтобы в нас видели не угрозу, а помощника, который не даст запутаться в сложной ситуации, поможет уберечь от непоправимой ошибки. И здесь речь может идти от банальной попытки шантажа до самых серьезных проблем, крупных преступных схем. Программа профилактики сознательной криминализации МВД – приоритетная задача, которая стоит на личном контроле у министра внутренних дел Рашида Гумаровича Нургалиева.

В-третьих, количество неправомерных действий в отношении сотрудников милиции составляет 70 тысяч фактов в год. По милицейской статистике, каждое третье посягательство носит уголовно наказуемый характер, при этом восемь из десяти противоправных посягательств совершаются на сотрудников во время исполнения служебных полномочий.

Неповиновение полицейским в развитых странах, на которые принято равняться, чревато самыми тяжелыми последствиями для лица, их совершившего. Как результат, за первое полугодие 2010 года мы зафиксировали 38%-й рост показателя, связанного с необходимостью государственной защиты сотрудников милиции и членов их семей. Только в прошлом году свыше 400 жен наших сотрудников стали вдовами, дети потеряли отцов, родители – детей. В этой связи по поручению министра внутренних дел департамент подготовил проект нормативного правового акта, устанавливающего признак повышенного профессионального риска для сотрудников системы МВД РФ, который сейчас находится на согласовании.

- А как к этой мере относятся сами сотрудники милиции?

- К сожалению, изучение содержания поступающих обращений по линии государственной защиты показывает, что сотрудники зачастую попросту недооценивают интенсивность и реальность угроз и, как следствие, не соблюдают требований и рекомендаций сотрудников подразделений государственной защиты. Для этого ДСБ предлагается закрепление на договорной основе с защищаемым лицом двусторонних обязательств, связанных с применением к нему личных мер безопасности.

- Кто из сотрудников, каких подразделений органов внутренних дел чаще всего становится потенциальной жертвой преступных посягательств?

- Анализ показывает, что большая часть противоправных посягательств направлена на сотрудников патрульно-постовой службы (по статистике, до трети от общего количества посягательств), участковых уполномоченных (около 20%), ГИБДД (порядка 10-15%). Всего в первом полугодии 2010 года мерами безопасности было обеспечено 918 сотрудников и членов их семей (рост на 38,3%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).

- Как в ДСБ МВД организовано взаимодействие со СМИ?

- Значительное внимание департаментом уделяется вопросам освещения в СМИ деятельности министерства в сфере обеспечения собственной безопасности. Повышение уровня, как количественного так и качественного, информирования населения о мерах по укреплению законности в деятельности системы МВД – это также ключевое направление в реализации Концепции собственной безопасности. И здесь в большей степени усилена пропагандистская составляющая в освещении антикоррупционных мероприятий, проводимых в министерстве, в том числе бытовые советы нашим гражданам, как вести себя в той или иной ситуации, если они столкнулись с противоправными действиями в этой сфере.

Представители ДСБ активно участвуют в подготовке информационно-познавательных сериалов и программ на ТВ. В текущем году в СМИ опубликовано 1 230 материалов, затрагивающих сферу обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел и ФМС России (росто 15% к АППГ). Данное значение является максимальным за все время существования службы.

Кроме того, в 2,5 раза возросло число упоминаний о деятельности подразделений собственной безопасности в блогосфере (всего свыше 110 тысяч за год).

- Бывший руководитель скончавшегося в СИЗО юриста Сергея Магнитского Джемисон Файерстоун подал заявления в адрес ряда российских ведомств, в том числе МВД России, с просьбой проверить сведения о незаконном обогащении майора милиции Павла Карпова, который вел дело Магнитского. Файерстоун просит проверить, были ли задекларированы Карповым и членами его семьи доходы, потраченные на недвижимость, иномарки и зарубежный отдых, и были ли заплачены с этих доходов налоги. Проводит ли ДСБ проверку по данному факту, и как бы Вы прокомментировали данное заявление?

- Да, действительно. В МВД поступило такое обращение. Глава МВД дал нам соответствующее поручение. Ведется проверка. Думаю, мы завершим ее в установленные законом сроки. Результаты будут направлены в соответствующие органы для принятия решения.

- Как бы Вы оценили ту кинопродукцию, которую показывают в настоящее время по российскому телевидению? Какой образ сотрудника милиции формируется в телесериалах, довольны ли в МВД работой нынешних режиссеров и создателей картин?

- Нынешние фильмы похожи уже на «мыльные оперы». Помните, когда у нас впервые бразильские сериалы начали показывать? Можно включать телевизор и начинать смотреть с любой серии, можно вообще включать на середине серии и все будет понятно.

Что касается последних, например «Глухаря», я считаю, что все-таки, если вы что-то такое снимаете, то хотя бы грамотных консультантов себе подбирайте. Используйте в этой работе специалистов – это мое главное пожелание.

- В целом ряде европейских стран уже используется такой метод в оперативной деятельности, когда госслужащих проверяют на коррупционную устойчивость, с целью подтвердить или опровергнуть появившиеся объективные сведения об их «нечистоплотности». Может  ли появится нечто подобное в практике органов внутренних дел России?

- ДСБ действительно в настоящее время изучает вопрос о применимости такой меры как проверка на коррупционную устойчивость, или, если хотите, «проверка на честность».

Как вы верно заметили, ряд ведущих зарубежных государств уже широко используют этот метод. В этом же направлении сейчас и мы работаем. Департамент тщательно прорабатывает возможность применения в России столь эффективного предупредительно-профилактического метода, как «проверка на коррупционную устойчивость». Это обеспечило бы своевременное реагирование и действенное предупреждение, в кратчайшие сроки, фактов коррупции со стороны должностных лиц.

С объективной стороны данный метод будет выражаться в преднамеренном - с санкции уполномоченного должностного лица - обращении к государственному служащему с предложением о незаконном использовании им каким-либо образом своего должностного положения за вознаграждение в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, в целях проверки соблюдения им установленных законом запретов и ограничений.

Здесь обязательное условие - наличие объективных, подтвержденных, достоверных данных о причастности того или иного должностного лица, чиновника к коррупции. Это, например, может быть письменное заявление на этого человека. Это не может быть анонимное заявление, ими часто пытаются просто скомпрометировать человека.

Если после проведения такой проверки человек «поддался», то его не сажают в тюрьму, а просто увольняют с госслужбы, и он уже больше не имеет права занимать никакие государственные должности. Плохо это или хорошо? Я думаю, это правильно и справедливо и тюрьмы будут свободнее.

Еще раз подчеркну: результаты проверки на коррупционную устойчивость не будут иметь для госслужащего уголовно-правовых последствий, даже при подтверждении коррупционных предположений. Это не будет влечь за собой уголовной ответственности.

Департамент в этой связи уже изучил большой международный опыт, накопленный в данной сфере, в том числе в ходе недавней поездки наших сотрудников в Чехию. Кроме того, мы запросили мнение на эту тему специалистов ведущих юридических ВУЗов страны, с целью оценки возможностей выхода с подобной инициативой.

- В случае, если подобная инициатива пройдет, нужно будет, наверное, вносить какие-либо изменения в действующее законодательство, например, уголовное?

- Согласен, нужно будет вносить изменения в Уголовный кодекс РФ, по крайней мере, дополнять статью 304 УК РФ. Нужно четко разграничить понятия того, что мы назвали «экспериментом», и - непосредственно тем, что сейчас называется «провокацией взятки». Между этими двумя понятиями должна быть четкая грань.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала