О восстановлении Южной Осетии и о перспективах отношений с Грузией, о ходе Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье и о контактах с латиноамериканскими странами накануне второй годовщины войны в Южной Осетии в интервью РИА Новости рассказал президент республики Эдуард Кокойты. Беседовал Алан Булкаты.
- Прошло два года после войны. Можно ли говорить, что Южная Осетия оправилась от этих событий? Как изменилась ситуация с населением республики – оно увеличивается или уменьшается? Что делается для того, чтобы вернуть югоосетинское население домой?
- За эти два года сделано немало. В любом случае нельзя говорить о том, что Южная Осетия полностью оправилась от ущерба. Ущерб, который был нанесен Южной Осетии, наносился не в течение пяти дней боевых действий, которые здесь проходили, а в течение 20-ти последних лет. Сегодня нужно приводить в нормальное состояние и жилье, и объекты социального значения, и всю инфраструктуру. Не говоря уже о том, что нужно уже поднимать производство и промышленность республики. То есть два года – это очень маленький срок для того, чтобы Южная Осетия полностью вышла из послевоенного состояния. Идет процесс восстановления, народ республики прошел своего рода самореабилитацию. Сегодня все реально осознают, что нужно делать. Сегодня нужно все силы переключить на восстановление Южной Осетии, на созидание, на строительство. Если до этого наш народ жил отложенной жизнью, от одной грузинской агрессии до другой, то сегодня люди поверили в мир. С учетом того, что сейчас и жизненные условия, и обстановка меняются, безусловно, народ возвращается. У нас переполнены детские сады. У нас большие очереди за получением югоосетинского гражданства.
- В чем конкретно сегодня Южная Осетия нуждается больше всего?
- Сегодня Южная Осетия испытывает очень большие проблемы с хорошо подготовленными квалифицированными кадрами – практически во всех сферах. И мы сегодня направляем много молодежи в ВУЗы РФ, рассчитывая на то, что молодые специалисты вернутся в республику. В то же время наши земляки, соотечественники во многих уголках мира могут спокойно вернуться и сегодня помогать нашей республике, чтобы вывести Южную Осетию из этого состояния.
- По сообщениям СМИ, первый вице-премьер России Игорь Шувалов во время недавнего визита в республику заявил, что «планы по восстановлению Южной Осетии будут закончены в полном объеме в четвертом квартале 2010 года» и с первого января будущего года РФ и Южная Осетия приступят к реализации новой программы по развитию экономики республики. Означает ли это, что к концу 2010 года республика, пострадавшая в ходе нападения Грузии, будет восстановлена?
- Он имел в виду первоначальный план восстановления Южной Осетии. Этот план будет реализован. А дальнейшая программа по восстановлению будет продолжаться, потому что есть много объектов, которые мы будем совместно восстанавливать. То есть на этом помощь РФ республике Южная Осетия не заканчивается, а переходит в новую фазу, в новый этап. В частности, будет меняться порядок финансирования и будет действовать новый, более гибкий эффективный формат по финансированию и по строительству. И больше доверия будет оказываться югоосетинским специалистам с учетом их мнения. То есть Южная Осетия на сегодняшний день – не та Южная Осетия, которая была в августе 2008 года. Мы заметно подтянули потенциал, который у нас есть, специалистов и сами можем реализовывать многие программы и проекты. В данном случае мы просто уходим от так называемых посреднических структур, которые работали неэффективно.
- Сколько домов сейчас восстановлено, сколько построено заново? У каждого ли жителя республики есть крыша над головой?
- Заново построено на сегодняшний день 110 домов. Из 429 на стадии завершения более 200 домов. Дома мы обязательно восстановим. На сегодняшний день практически все жители Южной Осетии имеют крышу над головой. Есть, однако, 18 семей, которые также имеют жилье, и все же некоторые из них отказываются от восстановления их прежних домов, требуя от нас строительства домов большей жилой площади, чем полагается в ситуации, которая сложилась на сегодняшний день.
Есть те категории людей, которые сегодня для того, чтобы оказать давление на руководство Южной Осетии, живут в палатках, требуя от нас большую жилплощадь, чем им полагается.
- Как сейчас живет грузинское население республики? И сколько всего грузин проживает в Южной Осетии?
- Мы не проводили перепись населения республики, я не могу сразу точно ответить, сколько здесь грузин, сколько осетин, сколько русских, сколько греков и армян. Но в любом случае все граждане Южной Осетии грузинской национальности проживают точно так же, как остальные жители республики. Вернулись граждане грузинской национальности в Знаурский район, в Цхинвальский, Ленингорский. Условия для всех одинаковые, мы не делим наших граждан по национальности. Все, кто проживает на территории республики, являются гражданами Южной Осетии и имеют равные права.
- Вы не раз говорили, что Южная Осетия не будет вести диалог с Саакашвили. Каковы перспективы отношений грузинского и югоосетинского народов? Как Осетия собирается жить бок о бок с Грузией и будет ли возобновлен политический диалог?
- Осетинский народ не держит зла на грузинский народ, несмотря на то, что на долю осетин выпали испытания, которые нам организовали политики Грузии. Нам нужно думать сегодня о завтрашнем дне, о том, как создать благоприятную обстановку и думать о том, как выстроить новые добрососедские отношения между нашими государствами и между нашими народами. В то же время с нынешним преступным режимом Саакашвили никаких диалогов не будет. Кредит доверия к нынешнему руководству Грузии исчерпан.
- В июле Вы совершили визит в Никарагуа и Венесуэлу. В каких областях Южная Осетия намерена развивать сотрудничество с этими странами? Когда ожидать визитов Даниэля Ортеги и Уго Чавеса в Южную Осетию?
- Мы подписали ряд соглашений, которые могли бы способствовать налаживанию межгосударственных отношений в разных сферах сотрудничества. За один визит невозможно решить все эти вопросы, но в любом случае сегодня определены ориентиры, по которым будет работать правительство Южной Осетии и правительство Никарагуа. Граждане наших республик могут посещать те государства, о которых мы говорим, в безвизовом режиме.
В ходе визитов мы приглашали представителей этих стран посетить Южную Осетию 20 сентября. Мы будем отмечать юбилей нашей республики – 20 лет. Мы получили согласие Даниэля Ортеги. Уго Чавес обещал обязательно посетить Южную Осетию в ближайшее время, но с учетом того, что 23 сентября в Венесуэле будут проходить парламентские выборы, он, к сожалению, не сможет принять участие в мероприятиях 20 сентября. Но в любом случае оба руководителя, к которым Южная Осетия относится с огромным уважением, посетят нашу республику
- Какие еще страны готовы признать в ближайшее время независимость Южной Осетии и Абхазии?
- Мы не собираемся форсировать эти вопросы. Нужно исходить из тех реалий, которые есть на сегодняшний день. Я думаю, что в этом году ряд африканских и латиноамериканских стран могут признать Южную Осетию. Но процесс признания независимости нашей республики – необратим.
- Как Вы оцениваете ход Женевских дискуссий? Создается впечатление, что диалог застопорился, стороны не могут договориться по проекту договора о неприменении силы. По словам полпреда Бориса Чочиева, если к следующему раунду сопредседатели не представят вразумительный проект договора, Южная Осетия и Абхазия напрямую обратятся к президентам РФ и Франции с просьбой разрешить ситуацию. Так ли это? О чем конкретно Вы планируете просить Медведева и Саркози?
- Югоосетинская сторона недовольна ходом Женевских дискуссий, потому что там не принимаются конкретные шаги по урегулированию конфликта, по снятию напряжения. Европейские посредники не прилагают соответствующих усилий для подписания меморандума о не применении силы. Этому также противодействуют и США, которые пытаются вмешиваться в процесс и препятствуют нормальному диалогу между сторонами. С другой стороны, нет желания договориться и у Грузии, которая всячески уходит от подписания меморандума. Все предложения югоосетинской и абхазской стороны не воспринимаются, и сопредседатели не делают из них серьезных выводов. Сегодня мы еще раз обратили внимание сопредседателей Женевских дискуссий на то, что мы недовольны ходом этой работы.
Если мы не получим соответствующего результата, мы будем добиваться, чтобы наш голос был услышан. Будем искать другие трибуны. Но в любом случае мы будем искать нормальные равноправные контакты с международным сообществом.
Пока мы ждем итогов очередного раунда дискуссий. А после этого будем принимать соответствующее решение. Но я не исключаю обращения на прямую к президенту РФ и Франции.
- О чем будет говориться в обращении?
- В подписании данного соглашения - огромная заслуга президента РФ и президента Франции. Но есть определенные страны, которые мешают реализации соглашения. Мы об этом будем говорить. И также о том, что так называемые европейские наблюдатели, которые сейчас находятся на территории Грузии, не в полном объеме справляются со своими обязанностями. Мы будем обращать внимание на то, что Грузия вооружается и в Грузии все чаще и чаще звучат реваншистские высказывания.
- Недавно Вы заявили, что не намерены менять конституцию и не собираетесь садиться в президентское кресло в третий раз подряд. Каким Вам видится политическое будущее Южной Осетии – кто мог бы достойно выполнять обязанности президента после вашего ухода?
- Есть в Осетии (именно из тех, кто проживает на территории республики) люди, которые могут возглавить эту республику и достойно представлять нашу ее и осетинский народ. Я не сомневаюсь – Южную Осетию возглавят те, кто воевал за эту республику, отстаивал честь этой республики, защищал людей. Пока еще рано говорить о приемниках. Желающих много, но не каждый из них достоин возглавить мужественный югоосетинский народ. А у тех, кто в это время отсиживался в разных теплых квартирках за пределами Южной Осетии, никаких шансов возглавить республику нет.
- Будете ли Вы спустя 5 лет после 2011 года вновь баллотироваться на пост президента республики?
- Вдруг следующий президент сделает намного больше? Если он будет справляться с теми задачами, которые перед ним ставит народ Южной Осетии, то вопрос о том, сменят ли его через пять лет, вообще не возникнет. Время покажет.
- Согласно некоторым сведеньям, в Южной Осетии в последнее время растет волна антироссийских настроений, связанных, в частности, с претензиями местного населения к деятельности премьер-министра Вадима Бровцева (который родом из России). Многие жители республики считают, что если бы премьер-министром был гражданин Южной Осетии и, прежде всего, осетин по национальности, то восстановление республики и расходование российских дотаций осуществлялось бы грамотнее. Так ли это и как Вы прокомментируете такое явление?
- Сегодня со стороны президента есть поддержка лично председателя правительства. Я понимаю: в правительстве есть очень серьезные недоработки, в том числе в ходе реформирования. Но это чисто рабочие, внутренние наши вопросы. Что касается спекуляций на тему осетино-русских отношений, то я могу повторить - для нас, осетин, отношение к русским – это святое. И прошу это святое не трогать. У нас самое доброжелательное отношение к России и к русскому народу, народу, который спас нас. И я просил бы эту тему не эксплуатировать.