Лесные пожары, бушующие этим летом в России, не только "слизывают" целые деревни, причиняя вред населению страны, но повреждают или уничтожают ценные деревья в лесах, пагубно влияя на возобновление экоресурсов.
"Если не принимать дополнительных мер, в любом случае, на восстановление уйдут сотни лет", - сказал руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис Михаил Крейндлин, отвечая на вопрос о сроках восстановления лесов, пострадавших от верховых пожаров, во время которых горит не только лесная подстилка - трава и хвоя, но деревья целиком.
При этом, по словам экологов, породный состав леса изменится. "Если лес пройден верховым пожаром, то в первые годы после пожара там будет лишь пустыня", - отмечает координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы России Николай Шматков.
Через два-три года появятся иван-чай и малина, которые растут на пепелищах. До возникновения подлеска пройдет пять лет, а первыми появившимся здесь деревом станет береза или осина.
При пожаре, как говорит эколог, наиболее уязвимыми являются лиственные породы, такие, как дуб, липа, ясень. Хвойные деревья по-разному справляются с огнем. Если пожар произошел в еловом лесу, то ель выгорит полностью и не восстановится. "Менее других деревьев подвержена выгоранию сосна, которая выдерживает низовые пожары. При этом крупные деревья, скорее всего, переживут пожар, а мелкие деревья, у которых кора не такая толстая, погибнут. Выгорает подрост, и остаются старые деревья. Это приведет к старению леса", - говорит Шматков.