Рейтинг@Mail.ru
Счастливая звезда героя генерала Федюнинского - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Счастливая звезда героя генерала Федюнинского

Читать ria.ru в
Любой высококлассный специалист готовится годами. Желательно не перепрыгивая при этом через ступеньки служебной карьеры. В особой степени это касается военных, где любое ошибочное кадровое решение оплачивается по самой высокой цене - человеческой кровью.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Любой высококлассный специалист готовится годами. Желательно не перепрыгивая при этом через ступеньки служебной карьеры. В особой степени это касается военных, где любое ошибочное кадровое решение оплачивается по самой высокой цене - человеческой кровью.
Немцы это поняли раньше всех. Поэтому в кайзеровской армии, а затем в Вермахте офицер последовательно и постепенно проходил всю цепочку: «взвод - рота - батальон - полк - бригада/дивизия - корпус - армия - группа армий». В итоге германская армия довольно успешно сражалась в обеих мировых войнах на нескольких фронтах в условиях количественного превосходства со стороны противника.
В Рабоче-Крестьянской Красной Армии дело обстояло несколько иначе, что доказывает боевой путь Героя Советского Союза, генерала армии Ивана Федюнинского, которому 30 июля исполнилось бы 110 лет.

Есть армейская присказка: «Кто такой полковник? Это тот, кто в мирное время сидит и ждет, что его догонит лейтенант». Но в 1930-х годах многие командиры младшего и среднего звена сделали быстрые карьеры, чуть ли не в одночасье поднявшись вверх по иерархической лестнице. Основных причин тому, на мой взгляд, две. Чистка армии, которую проводил Иосиф Сталин, и подготовка к большой войне, для чего требовалось значительно расширить штаты Вооруженных Сил страны.

В частности, нельзя не упомянуть известного летчика Павла Рычагова, который, отличившись в Испании (где он сбил 6 вражеских самолетов и получил Героя Советского Союза) и в Китае, в 29 лет был назначен начальником главного управления Военно-Воздушных Сил Красной Армии. Пройдя, тем самым, за три года молниеносный путь от старшего лейтенанта до генерал-лейтенанта. В итоге же получилось, что этот энергичный выдвиженец не имел опыта штабной и административно-хозяйственной работы, необходимого для такой должности. Из него мог получиться неплохой командир полка, но уж никак не руководитель ВВС страны. Впрочем, Великую Отечественную он встретил уже в статусе зэка, будучи арестованным на второй день войны по надуманному обвинению, а впоследствии, осенью 1941 года, расстрелян.

Другой хрестоматийный пример - генерал-майор Иван Копец, командующий ВВС Западного Особого военного округа. Ещё один «испанец» и Герой Советского Союза, «взлетевший» вверх после репрессий 1937 года и покончивший с собой 23 июня 1941 года. Считается, что на это 32-летнего генерала толкнули чудовищные цифры потерь вверенной ему авиации в первый день войны.

Надо сказать, что карьера Ивана Ивановича Федюнинского на этом фоне складывалась так же стремительно, но гораздо более благополучно. К Халхин-Голу Федюнинский имел за плечами учебу во Владивостокской пехотной школе, курсы командного состава «Выстрел» и две войны - гражданскую и военный конфликт на КВЖД 1929 года. Занимал он при этом скромную должность заместителя командира полка. Правда, почему-то по хозяйственной части.

Война с японцами, начинавшаяся как очередной пограничный конфликт, в итоге получилась серьезная, затяжная, потребовавшая более широкого развертывания войск, коими был поставлен командовать молодой, но жесткий комкор Георгий Жуков. Именно ему Федюнинский обязан, собственно говоря, последующими чинами и должностями, которые он получил, превратившись с годами в преданного соратника.

Справедливости ради надо отметить, что Федюнинский, назначенный командиром 24-го мотострелкового полка, в котором принимал участие еще в боях на КВЖД, оправдал доверие будущего «маршала Победы», зарекомендовав себя мастером молниеносных наступательных ударов. В частности, его полк в сопровождении танков стремительно прошел по японским тылам, руша вражеские коммуникации и захватывая тяжелую технику. Самураи отступили, а 29 августа 1939 года полковнику Федюнинскому было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вместе с ростом Жукова рос и Федюнинский, пройдя за два года путь от заместителя командира полка до - шутка ли! - командующего фронтом. Такой карьере позавидовал бы офицер любой армии. Впрочем, Иван Иванович, кажется, понимал, что «кессонная болезнь» опасна не только для водолаза.

В октябре 1941 года, когда Сталин отозвал Жукова из Ленинграда в Москву, один из его замов, генерал-майор Федюнинский, стал командующим Ленинградским фронтом. Правда, ненадолго, поменявшись вскоре местами с другим жуковским назначенцем, генерал-лейтенантом Михаилом Хозиным. Некоторые посчитали, что осторожный Федюнинский тем самым снял с себя груз ответственности за безуспешные действия войск фронта, которые тщетно пытались разомкнуть кольцо блокады.

Сам же он позже, в мемуарах, так объяснял свой, прямо сказать, нетипичный для любого карьериста поступок: «Октябрь подходил к концу. Я продолжал временно исполнять должность командующего Ленинградским фронтом. Откровенно сказать, на этом ответственном посту чувствовал себя не совсем ладно. Однажды позвонил генералу Василевскому и высказал все, что меня волновало.

- Вы поймите меня правильно, - говорил я. - Мне всего два месяца назад присвоили генеральское звание, а я занимаю такую высокую должность. В то же время бывший начальник штаба фронта генерал-лейтенант Хозин, который, безусловно, опытнее меня, командует 54-й армией и находится у меня в подчинении. Мне кажется, что это не совсем удобно. Тем более что в свое время он командовал дивизией, в которой я служил командиром батальона.

Василевский внимательно выслушал меня.

- Что ж, может быть, вы и правы, - задумчиво произнес он. - Доложу Верховному Главнокомандующему.

Ночью поступил приказ о моем назначении командующим 54-й армией».

Надо отдать должное нашему герою - он понимал, что даже в роли командующего армией поначалу наломал немало дров. В частности, анализируя причины неудач по деблокированию Ленинграда, Федюнинский писал о том, что не сумел организовать тесного взаимодействия между соседями по фронту. Да и внутри собственной армии у него отсутствовала четкая координация действий между дивизиями и даже полками, наступление готовилось наспех, без разведки и учета реальной обстановки, удары наносились не одновременно и в разных направлениях, как бы растопыренными пальцами, что позволяло противнику маневрировать резервами. Танки зачастую гибли на неразведанных минных полях, а материально-техническое обеспечение оставляло желать лучшего.

«Мы редко прибегали к охватывающим действиям, почти не применяли маневра силами и средствами, а наносили преимущественно фронтальные удары, причем чаще всего на одних и тех же направлениях, не используя элемента внезапности», - вспоминал, не щадя самолюбия, Федюнинский.

Впрочем, перефразируя его самого, можно сказать, что воевал он в целом ничуть не хуже и не лучше многих других советских военачальников. В дальнейшем действовал на пяти фронтах, активно участвовал в прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 года, получил тяжелое ранение, позднее, весной 1944 года, вел тяжелые бои за Нарву, где его солдаты удерживали так называемый «федюнинский плацдарм», а закончил войну в Восточной Пруссии, удостоившись чести пройти 24 июня 1945 года по Красной площади в парадном строю участников Парада Победы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала