Всемирно известный испанский хореограф Начо Дуато, ранее руководивший Национальным театром танца Испании, сообщил, что он возглавит балетную труппу Михайловского театра с 1 января 2011 года.
В истории русского балетного театра часто встречаются фамилии иностранных мастеров танца. Талантливость русских артистов, возможность раскрыть свои способности неизменно привлекали в Россию крупнейших хореографов Европы.
И сегодня многие выдающиеся хореографы мира с удовольствием работают в российских театрах.
Ролан Пети (1924), французский хореограф. Возглавлял несколько коллективов, в том числе "Балет Парижа", "Балет Ролана Пети" и "Национальный балет Марселя". Автор книги "Я танцевал на гребне волн".
На сцене Государственного академического Большого театра России Ролан Пети поставил балеты "Гибель розы" (1973), "Сирано де Бержерак" (1988), "Пиковая дама" (2001) и "Собор Парижской богоматери" (2003).
В июне 2010 года в Большом театре состоялась премьера балета "Юноша и смерть" на музыку Баха, с либретто Жана Кокто, в постановке Ролана Пети. На сцене Большого это уже пятый спектакль в хореографии Пети.
Морис Бежар (1927 2007), французский хореограф, один из самых популярных и влиятельных хореографов Европы. Основал труппу " Балет ХХ века". Последние два десятилетия Бежар являлся руководителем "Лозаннского Балета Бежара" (Bejart Ballet Lausanne). Долгие годы сотрудничества связывали Мориса Бежара с великой русской балериной Майей Плисецкой. Он поставил для нее балет "Айседора", а также несколько сольных концертных номеров для ее выступлений. Наиболее известны среди них "Видение розы" и "Аве, Майя". На протяжении многих лет Бежар работал и с Владимиром Васильевым, который впервые исполнил поставленную Бежаром версию балета Игоря Стравинского "Петрушка", а вместе с Екатериной Максимовой он исполнял заглавные партии в балете Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта".
Джон Ноймайер (1942), хореограф, которого называют живым классиком и кому отводят место лидера мирового балетного процесса. С 1973 года возглавляет Гамбургский балет.
В 2001 году Джон Ноймайер поставил в Мариинском театре балет "Звуки пустых страниц" на музыку Альфреда Шнитке и перенес на сцену этого театра свои балеты "Весна и осень" и "Теперь и тогда". В 2002 году он получил за эту работу российскую Национальную театральную премию "Золотая маска".
В Большом театре поставил спектакль "Сон в летнюю ночь" и балет "Чайка" в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.
Пьер Лакотт (1932) французский балетмейстер. В 1955 году организовал "Балет Эйфелевой башни", в 1963 1968 годах руководил "Национальным балетом французской музыкальной молодежи", в 1985 году с Гилен Тесмар возглавил Балет Монте Карло, в 1991 1999 годах возглавлял труппу Национального балета Нанси и Лоррена. Преподавал в Национальной консерватории, был педагогом репетитором в Парижской Опере.
В 1977 году в СССР на гастролях балетной труппы Парижской оперы, которые проходили на сцене Большого театра, впервые был показан балет "Сильфида" в постановке Лакотта (с участием Гилен Тесмар и Микаэля Денара). В 1979 году он перенес этот балет на сцену Новосибирского театра оперы и балета. В том же году подготовил программу "Вечера старинной хореографии" в ленинградском театре имени Кирова с ведущими артистами труппы. В 2000 году поставил балет "Дочь фараона" в Большом театре. В 2006 году поставил балет "Ундина" Пуни (хореография Перро, Петипа) в Мариинском театре.
Анжелен Прельжокаж (1957), современный французский хореограф, художественный руководитель труппы современного танца Балета Прельжокажа/Национального хореографического центра в г. Экс ан Провансе (одного из 19 национальных хореографических центров Франции). Неоднократно бывал в России. Московская публика видела его балеты "Ромео и Джульета" Сергея Прокофьева, "Весна священная" Игоря Стравинского, "Благовещение" на музыку Рой и Вивальди, "Времена года" на музыку Вивальди. В сентябре 2010 года в рамках года Франции в России и России во Франции на Новой сцене Большого театра состоится мировая премьера балета (предположительно под названием "Апокалипсис") в постановке Анжелена Прельжокажа. В спектакле будут заняты артисты его труппы и артисты балета Большого театра, отобранные самим хореографом.
После пяти премьерных показов в Большом театре в сентябре 2010 года спектакль отправится во Францию, где состоится серия европейский премьер. После этого спектакль останется в репертуаре Большого театра и театра Прельжокажа.
Иржи Килиан (1947), чешский хореограф и режиссер. В 1975 году стал художественным руководителем Нидерландского балетного театра. Один из наиболее талантливых балетмейстеров нашего времени, создавший свой неоклассический стиль. Поставил в Музыкальном театре Станиславского и Немировича Данченко "Шесть танцев" и "Маленькую смерть" на музыку Моцарта.
Франк Андерсен (1953), известный датский хореограф и художественный руководитель Датского Королевского балета. Признанный специалист по наследию балетмейстера Августа Бурнонвиля. В 2009 году поставил в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича Данченко один из балетов Августа Бурнонвиля "Неаполь".
Кристофер Уилдон (1973), американский хореограф. Начинал как танцовщик, в 1991 году был принят в труппу английского королевского балета, а затем в 1993 году приглашен в труппу Нью Йорк Сити Балле, где является сейчас постоянным хореографом. За последнее время он создал много спектаклей в балете Сан Франциско, в Королевском балете, в балете Пенсильвании и других. В 2007 году он специально для Большого театра осуществил постановку балета "Милосердные" на музыку Арво Пярта.
Франсия Рассел, американский хореограф, которая долгое время работала с самим Баланчиным. Поставила в Большом театре одноактный балет "Серенада" на музыку Чайковского в хореографии Джорджа Баланчина. Премьера балета состоялась 13 февраля 2007 года в Большом театре в рамках вечера американского балета.
Начо Дуато (1957), руководитель Национального балета Испании, который он возглавляет с 1990 года. Его постановки входят в репертуар ведущих театров мира, в числе которых Королевский балет Великобритании, Американский театр балета, Большой балет Канады, Немецкая опера и другие. В 2009 году поставил в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко балет Na Floresta на музыку Вила Лобоса. Это первое сотрудничество российского театра с выдающимся европейским хореографом.
Материал подготовлен на основе информации откртых источников