Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Отчет по мировым прямым инвестициям за текущий, 2010 год – это о том, куда движется мир после кризиса. Или, если считать, что кризис еще не закончен, – то речь о том, кто и как из него выйдет, кто будет первым в мире, кто уступит лидерство, и так далее. В общем, документ – интереснее не бывает. Автор надежен: ЮНКТАД, или Конференция ООН по торговле и развитию.
На первый взгляд, в главном – никаких сенсаций. Как было до кризиса, так и остается сейчас. Америка – первый в мире получатель инвестиций, Китай – второй. По миру в текущем году должны пропутешествовать в поисках пристанища 1,2 триллиона долларов (это мало, до кризиса доходило до двух триллионов в год, но к 2012 все должно восстановиться, замечает отчет). И США, как уже сказано, тут лидируют, правда, Китай стремительно догоняет.
Повторим: речь не о хаотичном движении портфельных инвестиций и прочей «торговле воздухом», а о прямых вложениях в нечто материальное, типа фабрик и заводов. Это серьезные инвестиции, те, что не убегут за минуту, повинуясь нажатию клавиши.
Китайские экономисты уже успели спокойно и откровенно прокомментировать ситуацию, отметив, что твердые законы и правила, талантливая рабочая сила и мощный потребительский рынок (то есть США) – это лучше, чем быстрый рост и более дешевая рабочая сила (то есть Китай). По этим причинам в прошлом году в Китай было вложено на 34,9 миллиарда долларов меньше, чем в США. Правда, в начале 2010 года прямые инвестиции в Китай резко выросли, а в США – упали на 60%, и если тенденция сохранится…
Вообще-то за последние пару десятилетий Китай уже раза три выпрыгивал выше всех на короткое время — как первый в мире получатель инвестиций, в реальности или хотя бы в опросах насчет предпочтений инвесторов. И снова опускался на второе, после США, место. Но экономика – это вам не спорт, догонять и перегонять Америку для Китая – не сверхзадача. Сверхзадача выглядит несколько по-иному. Китай сам становится крупнейшим инвестором. И это куда важнее. Для него самого и не только.
Здесь надо уже обратиться к другому источнику – корреспонденции в «Вашингтон пост», которая, похоже, занимает там целую газетную полосу, если не больше. Речь о Бразилии.
Если отвлечься от эмоций, то только за первую половину 2010 года Китай вложил в Бразилию (в виде тех же прямых инвестиций) 20 миллиардов долларов, оказавшись таким образом первым инвестором страны. Строя сталелитейные, автомобильные заводы и инфраструктуру для электростанций, как и многое другое. 10 миллиардов получил от Китая «Петробраз» — это нефть. Ну и одновременно Китай стал первым торговым партнером Бразилии.
Впрочем, эмоции американского аналитика, автора материала, вполне понятны. Бразилия – это вам не какой-нибудь суверенный островок в Тихом океане. Это лидер Латинской Америки и участник механизма БРИК – Бразилия, Россия, Индия, Китай. Сейчас модно говорить, что бессмысленно соединять эти четыре страны воедино, они никак между собой не связаны. Да нет, очень даже, как видим, связаны. Если посмотреть на картину связей Китая с Индией, там то же самое – рост, несмотря на территориальный спор, и многое другое. Плюс привычка БРИК проводить саммиты и встречи министров. После которых, судя по всему, китайские и другие деньги движутся в рамках БРИК еще быстрее.
Вообще, для понимания того, куда движется мир, мало вычислять лидеров по части прямых или всех инвестиций – очень полезно смотреть на менее очевидные вещи, вроде вот этого массового притока китайских денег в ключевые страны. Как, впрочем, и в Японию, Перу, Иран и прочие интересные места.
Ну и для полной картины – что там с ЕС? А не очень хорошо. В последние несколько месяцев европейцы (в лице, в основном, Европейской торговой палаты в Китае) были заняты тем, что пытались довести до пекинского руководства свою озабоченность инвестиционными перспективами в этой стране. Они говорили, что «Китай медленно закрывает дверь» иностранному бизнесу, чтобы защитить свои компании, и что в условиях финансового кризиса в Европе это очень, очень прискорбно. Вытесняют европейцев прежде всего из таких секторов, как «чистая» (то есть альтернативная) энергетика, и еще информатика. Что, китайцы все-таки не хотят обогнать США, став первым в мире получателем прямых инвестиций? Видимо, не хотят.
Впрочем, месяц назад та же торговая палата провела опрос, по итогам которого в ближайшие два года половина опрошенных европейских бизнесменов вложат дополнительные деньги в Китай.
Тем временем вышел отчет крупнейшего европейского банка, который – что видно и из названия – родом из Азии, Гонконг-Шанхайского. И там высказывается суровая мысль: мировая экономика все более явственно склоняется в сторону Азии, но европейский бизнес рискует отстать от тренда. Если, конечно, не научится инвестировать в инновационные исследования в странах Азии, и если не забудет «умершую» (так в докладе) идею того, что Запад – это там, где изобретают, а Восток – там, где производят.
Ну, и к этому отлично подверстываются недавние высказывания президента Еврокомиссии Хосе Мануэла Баррозу насчет того, что по части экономических отношений с США Евросоюз тоже не вписывается в новую эпоху – а это отдельная, большая и сложная тема.
Вот такая вырисовывается общая картина мира – по крайней мере основных тенденций в нем – глазами людей, которые размышляют, куда бы вложить уцелевшие после кризиса деньги.
Мнение атора может не совпадать с позицией редакции