Владимир Мытарев, специально для РИА Новости
На днях Парламентский комитет нижней палаты французского Национального собрания одобрил повышение пенсионного возраста с 60 до 62 лет к 2018 году. Оппозиция увидела в этом покушение на социальные достижения - лет тридцать назад социалист Франсуа Миттеран снизил пенсионный возраст с 65 до 60 лет. Однако, по мнению экономистов, другого выхода просто нет - дефицит французского госбюджета в прошлом году перевалил за 7 процентов ВВП, значительно превысив все допустимые рамки еврозоны, и продолжает стремительно расти. Увеличение пенсионного возраста, считают эксперты, частично снимет остроту проблемы.
Французский вариант типичен для Европы в целом, где с увеличением продолжительности жизни количество пенсионеров растет, а число «кормильцев», обеспечивающих поступления в пенсионные фонды, сокращается. Подсчитано, что сейчас в Европе на 100 пенсионеров приходится 150–160 человек, платящих пенсионные взносы. При этом в 27 странах Евросоюза средний возраст выхода на пенсию составляет 60 лет. В странах-лидерах этот показатель для мужчин равен 63,5 года, для женщин – 62,3 года. Начать Еврокомиссия предлагает с «малого»: поднять пенсионный возраст для всех до 65 лет.
Между тем, в России демографическая ситуация еще хуже: на сотню пенсионеров насчитывается 128 плательщиков, и количество их сокращается. По прогнозам, к 2020 году их число будет 112, а к 2030-му – 100. «На проблему долго не обращали должного внимания, однако дальше ее игнорировать нельзя», считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. «К 2030 году у нас на каждого работающего придется один пенсионер, без пенсионных накоплений система пенсионного обеспечения не сможет функционировать нормально».
В свою очередь, президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев поясняет, что острота проблемы в России связана с тем, что правительство, осознавая, что соотношение размера пенсии к зарплате составляло всего 25 процентов, начало форсированно наращивать пенсии, и довела это соотношение до 40 процентов - близкого к европейским стандартам. Но оказалось, что задача эта - непосильная для Пенсионного фонда, две трети потребностей которого приходится обеспечивать из бюджета, выделяя до триллиона рублей в год. В связи с этим возникает проблема: увеличить расходы проблематично, оставлять их на прежнем уровне нельзя - это чревато тем, что через 10-15 лет соотношение пенсии и заработной платы опять приблизится к критической отметке, снова возникнет проблема недостатка пенсионного обеспечения.
Как считает Дмитриев, отсюда и заключение о необходимости повышать пенсионный возраст. По его мнению, без постепенного повышения пенсионного возраста финансировать нарастающие расходы пенсионного фонда, не снижая соотношения пенсий к зарплатам, невозможно. Таким образом, задержка с выходом на пенсию решает не только чисто арифметическую проблему бюджетного дефицита, но и социальную проблему - обеспеченности пенсионеров.
Тем более, что, считает замдиректора Независимого института социальной политики Оксана Синявская, каждое последующее поколение в России теперь работает меньше, а сидит на пенсии дольше. «Связано это с тем, что люди стремятся получить высшее образование, они дольше учатся, следовательно, позже выходят на работу, - уточняет социолог. - Кроме того, довольно развита неформальная занятость, во время которой не происходит официальных отчислений в Пенсионный фонд. Поэтому с точки зрения рынка труда пенсионный возраст должен быть повышен».
«Нарастание дефицита бюджета - это «бомба замедленного действия», - соглашается научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. - Когда «рванет» - будет уже поздно, поэтому разговор об этом откладывать нельзя». При этом он указывает, что нельзя резко повышать пенсионный возраст - на это нужно не менее 5-10 лет. О том, что повышение возраста - только одна из мер по совершенствованию пенсионных дел в России, говорит руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. «Пенсионной системе нужна не только и не столько отсрочка выхода граждан на пенсию, сколько введение поголовных взносов в пенсионные фонды», считает эксперт.
Как ни парадоксально, но именно неразвитость пенсионного дела в России по сравнению с европейскими странами, по мнению экспертов, сможет разрешить большую часть проблем. Как подчеркивает Евгений Ясин, Россия -- единственная страна «большой восьмерки», где люди сами не вносят ни копейки в будущую пенсию, да и платежи работодателей далеко не соответствуют реальным заработкам. Поэтому введение обязательности личных платежей уже сильно увеличит приток средств в пенсионный фонд. Некоторые экономисты считают возможным увеличение социального налога. Кроме этого, они рекомендуют развитие частных схем накопления.
Понятно, что оценка эффективности всех этих механизмов должна стать предметом экспертного анализа. Но очевидно одно - правительству и экспертам придется более активно работать над решением пенсионной проблемы. Как заметил по этому поводу Евсей Гурвич, «для удержания высокого уровня пенсии в России необходима адекватная реформа долгосрочного характера, создающая механизм, который увязывает источники финансирования пенсии с получением пенсий как всеми пенсионерами в целом, так и пенсионерами отдельных категорий. Простое же повышение пенсий может считаться реформой только в кавычках».