О причинах "застоя" в российском инженерном образовании и способах его преодоления рассуждает в интервью РИА Новости руководитель Экспертно-аналитического центра Национального фонда подготовки кадров, заведующий кафедрой инженерной педагогики Московского автомобильно-дорожного института, академик РАО Василий Жураковский.
- Василий Максимилианович, насколько качественно готовят инженеров в российских вузах?
- В последние 20 лет наметилось отставание в самой российской промышленности, для которой готовятся инженерные кадры.
Обязанности партнеров-предприятий как-то укреплять материальную базу вузов, способствовать повышению квалификации преподавателей выпали из их забот в 1990-е годы – и все это привело к застою. Но сказать, что наше инженерное образование сейчас в полном провале, нельзя. Выпускники конкурентоспособны – они обучаемы, и системное мышление позволяет им устроиться в любой сфере. Многие работают не по специальности, но в рыночной экономике люди меняют профиль деятельности каждые 5 лет.
Потенциал у нашей инженерной школы есть. А главная из проблем состоит в том, что промышленность в отсутствии технологического рывка не формулирует задач образованию. Соцопросы показывают, что при нынешнем уровне технологий выпускники вузов в целом устраивают работодателей.
Помимо устаревания материально-технической базы и старения преподавательского корпуса, серьёзной проблемой является отсутствие у многих преподавателей опыта инженерной деятельности в современных условиях. И, как в средней школе, наметилась тенденция к феминизации инженерного образования: все больше на общенаучных и даже специальных кафедрах женщин-преподавательниц – они проходят путь "студентка-аспирантка-ассистентка", не имея обычно представления о реальной инженерной деятельности. Привлечение преподавателей из реальной экономики и промышленности также не стимулируется.
На предприятиях, где хотят развивать новые технологии, технику, есть потребность в кадрах. И вот здесь иногда "стонут" – не тому учат, не тех готовят. Но и сама компания должна участвовать в процессе подготовки студента – тот должен пройти ступеньки рабочего, техника, инженера (дублера инженера)...
- Где проходят практику студенты и как они пишут дипломы?
- Большинство на кафедре, и в массе это несерьезно. Предприятия, чтобы взять студента на практику, или не имеют соответствующего уровня, или требуют за это деньги. При командно-административной системе их еще можно было обязать к такому участию – в свое время, будучи ректором, я рассылал студентов от Калининграда до Омска и на технологическую практику, и на преддипломную, и ко всем ездили преподаватели, оплачивалась дорога, командировочные, были оплачиваемые руководители от предприятий. Сейчас этого нет.
Многие дипломные проекты носят учебный характер. Чтобы студенты были вовлечены в проектную деятельность, преподавателю надо самому ею заниматься, иметь какие-то заказы. И проект должен базироваться на реальной задаче – но на кафедре её часто не сформулируют, и реальных работ единицы.
Во всем мире широко используется интегрированное, или кооперированное обучение, частное государственное партнерство. И у нас был опыт: заводы-втузы при крупных предприятиях, где ребята учились 6 лет – со всеми социальными льготами, получая стипендии и зарплаты, будучи освобожденными от армии; все было закреплено законодательно. По такой схеме прекрасно можно готовить линейных руководителей, технологов, конструкторов.
- Но все же есть предприятия, участвующие в подготовке кадров?
- Их мало. Так, "IBS" (Информационные бизнес-системы) стажируют у себя, обучают использованию своего программного продукта, активно взаимодействуют с вузами в определении содержания образования и организации учебного процесса.
В автомобилестроении технологические продвижения есть, в том числе и за счёт совместных с иностранным капиталом предприятий. Но растущим компаниям это нужно – "КамАЗ", "Солерс" могли бы наладить подобную систему с вузами Татарстана и Ульяновска; Горьковский автозавод имеет успешный опыт совместной с Нижегородским техническим университетом Высшей школы автомобилестроения; Красноярский машиностроительный завод и Красноярский аэрокосмический университет, в основном, сохранили интегрированную подготовку специалистов.
В металлургии потенциал есть у Норильского металлургического комбината, Магнитогорского. Базу для интегрированной подготовки на таких предприятиях надо создавать и апробировать. Надо учитывать их затраты в себестоимости по основной деятельности, уменьшая для них налоги. Они должны иметь возможность создавать без ущерба для себя структуры повышения квалификации и переподготовки.
Для повышения квалификации вузовских преподавателей тоже надо разработать систему – дать им возможность хотя бы раз в 5 лет проходить стажировки и тренинги на предприятиях или в НИИ. Вот тогда они будут способны обеспечить вовлеченность студентов – когда сами начнут заниматься реальным делом, будут вести проекты, выигрывать гранты.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости