МОСКВА, 27 июл - РИА Новости. Ученые впервые сумели показать, что стереотипы людей относительно собственных способностей не только мешают им выполнять конкретные задачи, но препятствуют обучению новым навыкам, что должно учитываться при организации учебного процесса, сообщается в статье исследователей, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Авторы статьи, группа ученых во главе с Майклом Риделом (Michael T. Rydell) из университета Индианы, полагают, что этот эффект может обладать кумулятивным свойством - не обучившись из-за наличия стереотипов каким-либо простым навыкам на начальной стадии обучения, люди в дальнейшем могут столкнуться с еще большими трудностями при обучении более сложным знаниям, требующим владения простыми.
Примером такого проявления стереотипов является способность девочек обучению математике, когда под влиянием стереотипа о природной непригодности женщин к точным наукам девочки еще в начальной школе с трудом справляются с азами алгебры. В итоге это приводит к трудностям в более сложных дисциплинах - геометрии и тригонометрии - и, как результат, очень небольшому количеству женщин, делающих карьеру в математике и точных науках.
Считалось, что стереотипы оказывают влияние только на способность девочек, уже обладающих нужным знаниями, оперировать ими и решать задачи, однако группа Ридела впервые показала, что стереотипы могут оказывать влияние и на сам процесс обучения.
Ученые провели серию экспериментов с добровольцами - двумя группами женщин. Одна из этих групп перед началом работы была дополнительно осведомлена о якобы присущих всем женщинам сложностях с математикой и обработкой визуальной информации, тогда как вторая группа (контрольная) сразу приступила к выполнению заданий.
В ходе работы женщинам было необходимо найти один из пяти неизвестных им китайских иероглифов среди набора изображений или показать, что искомого иероглифа среди представленных символов нет. Для этого добровольцам сначала показывали нужный символ, потом, после полусекундной паузы, набор символов, среди которых его нужно найти. Затем цикл повторялся снова, и так много раз.
В ходе эксперимента было задействовано всего пять типов символов, которые нужно было найти на фоне набора, составлявшегося из 195 других символов. По мере выполнения теста женщины могли обучиться двум стратегиям поиска. Одна из них, более эффективная, предполагает постепенное запоминание искомых символов, что позволяло им быстро находить их среди набора. Вторая стратегия заключалась в постоянном сравнении изображения искомого символа и появляющегося вслед за ним набора, что существенно увеличивало время поиска.
Ученые показали, что, находясь под воздействием стереотипов, женщины не могли обучиться первой, эффективной стратегии, а потому заметно проигрывали в скорости выполнения заданий женщинам из контрольной группы.
Авторы статьи считают, что их работа показывает важность борьбы со стереотипами на стадии обучения, в частности, обучения девочек математике.
"Данная работа указывает на важность создания условий, снижающих воздействие стереотипов на усваивание математических способностей женщинами. Если такие условия не создать, нарушения в обучении могут стать кумулятивными, что вызовет все нарастающие проблемы по мере дальнейшего обучения", - пишут авторы в своей статье.