25 июля 2000 г. произошла катастрофа пассажирского сверхзвукового трансатлантического лайнера "Конкорд", спроектированного совместно Францией и Великобританией.
История создания сверхзвукового пассажирского самолета берет свое начало в середине 1950-х гг., когда английская фирма "Бристоль" (Bristol, в 1960 г. вошла в состав корпорации British Aircraft Corporation, ВАС) и французская Sud-Avation (SNCASE, в 1970 г. вошла в состав государственного объединения Aerospatiale, SNIAS) начали самостоятельные исследования по созданию сверхзвукового пассажирского самолета (СПС, SST). Во Франции работы велись по проекту "Супер Каравелла", а в Великобритании - ВАС-223.
В начале 1960-х гг. наработки по этим проектам показали, что стоимость разработки такого самолета выходила за рамки финансовых возможностей любой отдельно взятой западной авиационной фирмы. Поэтому 26 октября 1962 г. правительства Франции и Великобритании подписали финансово-экономическое соглашение о совместных работах по проектированию, постройке и испытанию сверхзвукового пассажирского самолета "Конкорд" (фр. Concorde - "согласие"). Днем раньше было подписано соглашение между английской фирмой ВАС и французской Sud-Avation о создании совместного франко-британского консорциума.
Англичане брали на себя 2/3 работ по двигательным установкам, а французы - примерно 60% всех работ по планеру и его системам. При этом фирмы взяли на себя обязательства организовать и координировать работы десятков фирм Франции и Англии, которые примут участие в разработках.
Разработку реактивных двигателей "Олимп" 593 для этого самолета вели двигателестроительные фирмы Rolls-Royce ("Роллс-Ройс"; Великобритания) и SNECMA ("Снекма"; Франция).
В 1966 г. проектирование самолета было закончено. Для "Конкорда" была выбрана аэродинамическая схема "бесхвостка" с низкорасположенным треугольным крылом с непрерывно меняющимся по размаху углом стреловидности: от очень большого у корня (75-85 градусов) до средних значений в концевой части (50-65 градусов), получившим название "оживального".
Использование "оживального" крыла снижало смещение аэродинамического фокуса при преодолении "звукового барьера", но для сохранения равновесного состояния самолета в этот момент топливо перекачивалось в специальные балансировочные баки. Этой цели служили четыре балансировочных бака (в передних околофюзеляжных частях крыла с максимальной стреловидностью) и бак в хвостовой части фюзеляжа (за задней кромкой крыла). Всего же топливная система самолета включала 17 кессонных топливных баков, расположенных в крыле и в фюзеляже. Их емкость составляла 119 786 л. Топливо в самолете использовалось также для охлаждения конструкции.
Конструкторы лайнера придумали оригинальное решение для соединения крыла с фюзеляжем самолета. Конструкцию крыла разбили по размаху на секции, каждая из которых состояла из отсека фюзеляжа и примыкающей к нему части крыла. В результате отпала нужда в установке тяжелых соединительных узлов.
Фюзеляж самолета состоял из восьми секций и носового конуса, отклонявшегося вниз при рулении и на взлетно-посадочных режимах для улучшения обзора из кабины летчиков. Ввиду значительной длины фюзеляжа и относительно больших углов атаки во время взлета и посадки "Конкорд" был снабжен высоким шасси (около 3,5 м), в результате чего ось самолета находится на высоте 5,4 м над поверхностью земли.
Около 85% объема фюзеляжа "Конкорда" занимала гермокабина. В кабине размещались два пассажирских салона, передний и задний, задний салон немного длиннее переднего. В пассажирском салоне размещалось 118 пассажирских кресел по схеме "2+2". В поперечном сечении фюзеляж имел форму неправильного овала, вытянутого вниз, с максимальной шириной (по пассажирской кабине) 2,63 м.
В передней части гермокабины, непосредственно за кабиной экипажа и отсеками оборудования, находился тамбур основного входа, от переднего салона его отделял отсек с небольшим гардеробом и туалетом. Между салонами располагался тамбур второго входа, а также еще два туалета, размещенные по бортам кабины. Заднюю часть кабины занимал отсек с кухонным блоком, служащий также тамбуром запасного выхода. Так как средний выход вел на крыло самолета, для посадки и высадки пассажиров использовался передний выход.
Шасси "Конкорда" были разработаны известной фирмой "Испано Сюиза". Носовая двухколесная стойка убиралась разворотом вперед, основные стойки с четырехколесными тележками - разворотом к фюзеляжу. Для предотвращения повреждений хвостового конуса при случайном касании взлетно-посадочной полосы в хвосте установили предохранительную пяту со спаренными пневматиками небольшого диаметра.
На самолете было установлено четыре форсированных одноконтурных реактивных двигателя Бристоль "Олимпус" 593В, которые располагались в двух спаренных подкрыльных гондолах.
Каждый из четырех двигателей производил около 19 тонн тяги, и взлетную скорость в 362 км/час "Конкорд" набирал всего за 30 секунд.
"Конкорд" был снабжен тремя независимыми гидравлическими системами - двумя основными и одной аварийной. Они обеспечивали работу гидроусилителей управляющих поверхностей, выпуск и убирание шасси, управление передними колесами во время маневрирования на земле, взлета и посадки, опускание и подъем передней части фюзеляжа, работу топливных насосов балансировочной системы и регулирование входных и выходных устройств двигательной установки.
Основным конструкционным материалом "Конкорда" стал алюминиевый сплав RR58. Кроме этого, в конструкции самолета были использованы сталь, титан, никелевые сплавы.
Строительство двух опытных образцов "Конкорда" (001 строился во Франции, а 002 - в Великобритании) началось в феврале 1965 г. Опытный самолет "Конкорд" 001, построенный во Франции, совершил первый полет 2 марта 1969 г., британский "Конкорд" 002 взлетел в Бристоле 9 апреля. После этих двух опытных образцов были построены два предсерийных "Конкорда" и два для статических испытаний и испытаний на усталость.
По мере развития самолета от опытного образца до серийного он подвергся значительным изменениям, в результате чего изменились не только габариты, масса и характеристики, но и стоимость программы и цена самолета.
За 14 лет работ на создание самолета было затрачено более 1200 млн фунтов стерлингов. Поэтому и стоимость серийного экземпляра составила 60 млн долларов, а не 10 млн долларов, как рассчитывали.
Летно-технические характеристики "Конкорда":
Размах крыла ‑ 25,56 м
Длина - 62,74 м
Высота ‑ 11,32 м
Площадь крыла ‑ 358,25 кв. м
Максимальная взлетная масса - 185000 кг
Масса пустого снаряженного самолета - 78698 кг
Крейсерская скорость ‑ 2179 км/ч (М=2,04)
‑ сверхзвуковая ‑ 2179 км/ч (М=2.04)
‑ дозвуковая ‑ 970 км/ч
Перегоночная дальность ‑ 7500 км
Практическая дальность
‑ на сверхзвуке - 6470 км
‑ на дозвуке - 4900 км
Практический потолок - 18288 м
Экипаж ‑ 3‑4 человека
Полезная нагрузка ‑ 144 пассажира или 12700 кг груза.
В 1976 г. "Конкорды" начали регулярные коммерческие рейсы с пассажирами на борту. Английские сверхзвуковые лайнеры летали из Лондона в Бахрейн, а французские по маршруту Париж - Рио-де-Жанейро. С мая 1976 г. "Конкорды" начали регулярные полеты в Вашингтон.
Эксплуатация "Конкордов" с самого начала не приносила прибыли. Самыми удачными были заполненные трансатлантические рейсы. В первые годы расходы на сверхзвуковые лайнеры брали на себя правительства Франции и Великобритании. Но билеты все равно были слишком дороги, в результате чего все рейсы, кроме трансатлантических, были свернуты.
Чтобы преодолеть расстояние между Европой и Америкой, "Конкорду" сначала требовалось 4 часа, потом - около 3. В феврале 1996 г. "Конкорд" долетел из Лондона в Нью-Йорк за 2 часа 52 минуты 59 секунд.
За 20 лет эксплуатации лайнеров "Конкорд" (с 1976 по 1996 г.) было перевезено 3,7 млн пассажиров при налете 200 тысяч часов. "Конкордами" летали королева Великобритании Елизавета Вторая, королева-мать Елизавета, музыканты Пол Маккартни и Мик Джаггер, актеры, спортсмены, политики. В эксплуатации лайнеры считались надежными машинами.
Первая и единственная катастрофа "Конкорда" произошла 25 июля 2000 г. вскоре после взлета из парижского аэропорта Шарль-де-Голль. Комиссия, расследовавшая причины катастрофы "Конкорда", пришла к выводу, что причиной трагедии стала отвалившаяся деталь американского аэробуса "Дуглас ДК-10", который взлетел с той же полосы перед "Конкордом". Специалисты установили: острый кусок металла, обнаруженный при тщательном осмотре взлетно-посадочной полосы, пробил шину французского самолета, что привело к ее взрыву и пожару двигателей.
Во время взлета лайнера керосин, вытекавший из пробитого бака, вспыхнул от форсажной струи двигателя. В результате перегрелся и отказал ближайший к месту возгорания двигатель. Командир экипажа лайнера попытался разогнать самолет на трех двигателях и посадить его на полосу ближайшего аэропорта Ле Бурже, но отказал второй двигатель на поврежденном крыле.
Охваченный пламенем самолет потерял скорость, медленно перевернулся через правое крыло и врезался в ресторан небольшого отеля "Хотелиссимо", расположенного в предместье Парижа Гонесс. На трехсотметровую высоту взметнулось черное грибовидное облако дыма.
В последний момент летчики все же успели отвернуть от домов Гонесса, но дотянуть до безлюдного поля уже не смогли. Погибло 113 человек: все, кто был на борту - 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четверо постояльцев отеля. Еще 12 человек на земле получили ранения.
С пожаром удалось справиться лишь через полтора часа. От самолета почти ничего не осталось. Ресторан, на который упал "Конкорд", тоже выгорел полностью. Относительно малое число жертв на земле объяснялось тем, что в момент катастрофы посетителей в ресторане было немного.
После этого случая эксплуатация лайнеров была приостановлена для изучения причин происшествия и технической модернизации.
В 2001 г. модернизированный "Конкорд" возобновил полеты, однако катастрофа 2000 г. значительно снизила прибыльность рейсов. Авиакомпаниям так и не удалось вернуть прежнее доверие к лайнеру, прежде считавшемуся самым надежным в мире.
К тому же к числу эксплуатационных недостатков самолетов этого типа относится высокий уровень шума и расхода топлива. При полете на сверхзвуковых скоростях возникает мощный акустический удар в момент преодоления самолетом скорости звука, который считается недопустимым для заселенных территорий.
В связи с ростом стоимости обслуживания и снижением пассажирооборота в 2003 г. эксплуатация самолетов была прекращена.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников