Память святой равноапостольной великой княгини Ольги отмечается 24 (11 по старому стилю) июля и 11 октября (28 сентября по старому стилю).
По преданию, княгиня Ольга происходила из древнего славянского рода Гостомысла, который посоветовал когда-то призвать варягов княжить на Русь.
Имя будущей просветительницы Русского края и родину ее впервые называет "Повесть временных лет" в статье о женитьбе Игоря: "и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу". Принадлежала она, уточняет Иоакимовская летопись, к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в X-XI вв. не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами или слились с ними посредством браков.
Некоторые историки утверждают, что родом Ольга из Новгорода. Другие видят в ней дочь князя Олега, который некогда повесил свой щит на воротах Константинополя.
В пользу того, что княгиня была не славянкой, а родилась в семье варяга, говорит ее варяжское имя – Хельга (или Эльга), русский вариант которого ‑ Ольга ‑ она приняла якобы из уважения к князю Олегу. Предание рассказывает, что воспитывалась Ольга в языческой вере, но от природы была "целомудренна и премудра".
Имя Ольга было дано ей князем Олегом, опекуном князя Игоря (ее будущего мужа), вместо славянского имени Прекрасна. В 945 г. древляне убили князя Игоря, и вдова, по языческому обычаю, жестоко отомстила за смерть своего мужа.
Потеряв супруга, княгиня Ольга начала самостоятельно править страной, так как сыну ее Святославу было всего три года. Княгиня отказалась выходить замуж во второй раз, прожив остаток дней в чистом вдовстве.
Она слыла мудрой и милосердной правительницей. Ольга установила систему «погостов» ‑ центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева ‑ городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель – новогородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.
В 945 г. Ольга осуществила серьезные преобразования в управлении княжеством ‑ установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани ("полюдья") – "уроков" (или "оброков") и периодичность их сбора ("уставы"). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор ("тиун").
Много трудов приложила княгиня Ольга для усиления оборонной мощи страны. Города застраивались и укреплялись, Вышгороды (или Детинцы, Кромы) обрастали каменными и дубовыми стенами (забралами), ощетинивались валами, частоколами. Сама княгиня, зная, сколь враждебно относились многие к идее укрепления княжеской власти и объединения Руси, жила постоянно "на горе", над Днепром, за надежными забралами киевского Вышгорода (Верхнего города), окруженная верной дружиной.
Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла "к Ользе, на Вышгород" – на нужды ратного строения. Ко времени Ольги историки относят установление первых государственных границ России – на западе, с Польшей. Богатырские заставы на юге сторожили мирные нивы киевлян от народов Дикого Поля. Чужеземцы спешили в Гардарику ("страну городов"), как называли они Русь, с товарами и рукодельями. Шведы, датчане, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Расширялись и зарубежные связи Киева, что способствовало развитию каменного строительства в городе, начало которому положила княгиня Ольга.
Но великая княгиня понимала, что путь к будущему величию Руси лежит, прежде всего, через духовное просвещение.
Ольга крестилась в Константинополе от Патриарха Феофилакта, ее восприемником был сам Император Константин Багрянородный.
При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи и обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской.
Новопросвященная княгиня воздвигла на Руси храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.
Однако византийский Император отказался восстановить митрополию в Киеве, существовавшую еще при Аскольде. Тогда просветительница Руси обратилась к будущему основателю Германской империи королю Оттону с просьбой прислать миссию в Киев. Но посольство Западной Церкви опоздало. Сын равноапостольной Ольги, молодой князь Святослав, убежденный язычник, поддержал сторонников язычества в Киеве. По его приказу был убит племянник княгини Глеб и разрушены некоторые храмы, возведенные благоверной княгиней. Сама святая Ольга вынуждена была тайно держать при себе священника. Перед кончиной она предрекла скорое обращение Руси в христианство и трагическую смерть своего сына Святослава.
Скончалась равноапостольная Ольга 11 июля 969 г. в Киеве, причем летописец сообщает, что "плакали все по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди". Соблюдая правила новой веры, княгиня перед смертью повелела сыну не совершать над ее могилой языческой тризны и произвести погребение по православному чину.
По ее просьбе Святослав похоронил мать по христианскому обычаю в построенном Ольгой киевском храме святителя Николая.
Тело княгини оставалось нетленным, и ее внук Владимир перенес мощи святой в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы.
В 1547 г. Ольга как первая русская правительница-христианка была причислена Русской Православной Церковью к лику равноапостольных святых. Время правления Ольги и ее сына Святослава завершило 150-летнее существование языческого восточнославянского государства и подготовило вступление в историю будущей Святой Руси.
Важна и память о построении Ольгой в Киеве деревянного храма Святой Софии, Премудрости Божией. Этот храм погиб в огне гигантского пожара, охватившего Киев в 1017 г. Правнук святой Ольги Великий князь Ярослав Мудрый на месте этого храма воздвиг к 1037 г. каменный храм, который украшает Киев и поныне.
Среди фресок собора святой Софии в Киеве есть и изображении святой Ольги в беседе с императором Константином Багрянородным. На этой фреске XI века сохранены портретные черты святой равноапостольной княгини Ольги – великой в истории Русской Церкви и в истории России.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников