МОСКВА, 23 июл - РИА Новости. 30-летие со дня смерти Владимира Высоцкого его родной Театр на Таганке отмечает спектаклем, посвященным легендарному поэту, барду и артисту, который будет сыгран 25 июля в день его кончины, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
В стенах Театра на Таганке, где сцена помнит шаги и голос Высоцкого, где на стенах его фотографии, в гримерной - его столик, в костюмерной - его костюмы, он продолжает жить, здесь осталась его душа. Это чувствуют и об этом говорят все, кто дружил и работал с бардом, все, кто знал его.
"Театр очень сильно переживал его смерть, - вспоминает создатель и бессменный руководитель "Таганки" Юрий Любимов, в труппе которого Высоцкий был полтора с лишним десятка лет. - Это был шок. Все почувствовали, что ушло из театра то, что нельзя ничем заменить".
По словам Любимова, Высоцкий пришел в театр сразу же, как он возник, и играл в первом спектакле "Добрый человек из Сезуана".
"Его тянуло сюда - сказал в интервью РИА Новости Юрий Петрович. - Притягивала аура театра, где был фантастический художественный совет, лучшие умы - поэты, прозаики, ученые, и всегда был замечательный зритель. Меня Высоцкий не интересовал как драматический актер, как это ни парадоксально звучит. Я взял в театр поэта Высоцкого. И я дал ему роль Гамлета, рассчитывая на него именно как на поэта, который поймет по-настоящему силу шекспировского стиха".
По мнению Любимова, именно Высоцкий-поэт завоевал поистине всенародную любовь - его слушали и им восхищались все, от великого ученого до простого рабочего.
"Его голос звучал на всю страну, это редко бывает, - говорит Любимов. - Пожалуй, завоевать такую аудиторию под силу было еще Чаплину. Наверное, когда-нибудь будет изобретен прибор, и ученые поймут, что было в этом надорванном хрипловатом голосе, который кричал на всю страну и докричался до миллионов сердец. Почему такая феноменальная любовь и популярность? Мне понятно, почему. Потому что он пел про то, о чем официальная поэзия не смела петь. Он пел про все боли, про все радости, он смеялся над глупостью, он был неукротим и гневен по поводу безобразий, которые творятся. И он умел подслушивать народные выражения, слова. У него был прекрасный народный язык, удивительный".
Любимов вспоминает трагическое 25 июля 1980 года, когда в пять утра к нему пришел Давид Боровский и сообщил о смерти Высоцкого: "Я получил четкое предписание московского правительства, как хоронить Владимира. Все было оскорбительно в этом указе для памяти покойного. Приказано было, чтобы все прошло быстро - недолгая гражданская панихида и сразу похороны. Я ответил тогда: "Вы его травили, а хоронить будем мы, его друзья, так, как сочтем нужным".
Москва хоронила Высоцкого как национального героя. Очередь желающих проститься, по словам Любимова, начиналась от Кремля, а на Таганской площади все - от улиц до крыш - было заполнено людьми.
"Был момент, когда по приказу властей дорога была перекрыта грузовиками - на Котельнической набережной у высотки. Но те, кто хотел проститься с Высоцким, отодвинули грузовики, и солдаты, стоявшие вдоль очереди, не стали этому препятствовать, - вспоминает Любимов. - Эта любовь и память о Высоцком жива - всегда на его могиле, что на Ваганьковском кладбище, цветы, всегда к нему приходят люди, поют его песни. Люди идут и идут к нему, постоять, побыть с ним, почему? А они утоляют жажду духовную, он умеет утолять. До сих пор".
По словам Любимова, спектакль его памяти построен так, что Высоцкий в нем присутствует.
"Голосом, текстами он тут, на сцене, его спрашивают, он отвечает своим товарищам. Так мы задумали и так все делали, чтобы показать главное: Владимир - замечательный огромный поэт. Его не стало, а в спектакле все-таки часть его души участвует, теперь уже, пожалуй, во всей своей первозданности. Как у Окуджавы: "... белый аист московский на белое небо взлетел...", - поделился режиссер.
В спектакле "Владимир Высоцкий примут участие и те, кто участвовал в первых показах - Валерий Золотухин, Анатолий Васильев, Алексей Граббе, Феликс Антипов и молодежь "Таганки".