23 июля Русская Православная Церковь празднует Положение честной Ризы Иисуса Христа в Москве, в память обретения этой святыни в 1625 г.
История святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя.
Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном – они ясно различаются в Священном Писании: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий".
Об обстоятельствах перенесения Ризы Господней из Иерусалима повествуют разные восточные сказания: армянские, грузинские, сирийские.
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября).
Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей (известны также части Ризы Господней в Западной Европе – в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII в., когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Федоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу.
В марте 1625 г. персидский посол привез Ризу в Москву. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. Вместе с ним посол вручил Патриарху письмо, в котором шах извещал, что, покорив Грузию, он обрел эту святыню в ризнице митрополита, сокрытую в кресте.
27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для Ее хранения был устроен медный шатер в юго-западном углу собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла.
Празднование перенесение Ризы, как благословение царствующему дому, установили накануне дня венчания на царство Михаила Романова.
Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и греком Иоанникием.
Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. Кроме того, верующие, принимая в своих домах Ризу Господню, отделяли от неё маленькие частицы. Они делали это из благоговейного желания иметь у себя в доме святыню, но таким образом невольно наносили ей вред.
Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.
Частицы Ризы Господней сохранялись не только в православных храмах, но и в некоторых знатных семействах. Риза Господня находилась в ведении царской семьи, и российские правители могли распоряжаться святыней по своему благоусмотрению.
В 1701 г. Петр I приказал воздвигнуть в Москве церковь Ризоположения – каменный храм на месте встречи Ризы Спасителя, привезённой когда-то в Россию персидским посольством. Однако сама Риза по-прежнему хранилась в Успенском соборе.
Во время русско-французской войны 1812 г. она вместе с другими святынями была вывезена из Москвы в Вологду. После победы над Наполеоном патриаршая ризница была возвращена из Вологды в Москву, и Риза Господня заняла своё прежнее место в Успенском соборе.
По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, известно, что после революции, 1918 г., "московская" часть Ризы Господней была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалёку, в начале Воздвиженской улицы. Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени. Ковчег с Ризой Господней попал в отдел драгоценных металлов.
19 ноября 2007 г., в дни празднования 90-летия восстановления Патриаршества в России, фрагмент Ризы Господней, хранившейся в коллекции музеев Московского Кремля, был передан президентом Владимиром Путиным патриарху Алексию II. Cвятыня навсегда передана в Храм Христа Спасителя.
Еще одна частица Ризы находится ныне в московском храме Ризоположения на Донской улице. Она была передана сюда Святейшим Патриархом Алексием I в 1951 г., в связи с 250-летием этой церкви. А Патриарх Алексий I, в свою очередь, ранее получил эту святыню в подарок от Патриарха Александрийского.
В конце 2003 г. администрация Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника "Спасский монастырь" сделала сенсационное заявление: в его фондах обнаружена частица Ризы Господней, считавшейся утраченной в годы революции.
Эта частица Ризы Господней в 1650 г. была подарена царем Алексеем Михайловичем за великие заслуги ярославским купцам братьям Скрипиным, которые финансировали ополчение Минина и Пожарского.
9 апреля 2004 г., в Великую пятницу, святыня была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре.
В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора и полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, так как положение Ризы в Успенском соборе в 1625 г. совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников