МОСКВА, 22 июл - РИА Новости. Новые санитарные правила, на которых должна основываться работа всех парикмахерских в РФ, утвердил главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко.
Как правильно надевать пеньюар, сколько ванночек для ног должно быть в парикмахерской и что делать, если у клиента вши, - все это указано в тексте соответствующего постановления, который опубликован на сайте Роспотребнадзора.
Документ уже прошел регистрацию в Минюсте. Согласно постановлению, "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги" должны вступить в силу с 1 августа 2010 года. С этого момента утрачивают силу правила, утвержденные главным государственным санитарным врачом в 2003 году.
При этом новые санитарные правила не распространяются на отделения реконструктивно-пластической хирургии, косметические отделения и клиники, клиники и отделения по лечению заболеваний кожи и подкожной клетчатки, косметологические, массажные кабинеты и солярии в составе лечебно-профилактических учреждений.
А если педикулез?
Основное внимание в правилах уделяется профилактике распространения опасных для клиентов и самих сотрудников инфекций и заболеваний в парикмахерских. Согласно правилам, генеральная уборка должна проводиться не реже одного раза в неделю во всех помещениях парикмахерской в соответствии с графиком, утвержденным администрацией.
"Во время генеральной уборки моют и обрабатывают дезинфицирующими растворами стены, пол, плинтусы, двери, окна, мебель и оборудование. Для предупреждения распространения парентеральных гепатитов, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, грибковых заболеваний и других инфекций проводится дезинфекция и стерилизация применяемых изделий и инструментов", - говорится в постановлении Онищенко.
Специалистам парикмахерской правила рекомендуют с целью профилактики заражения парентеральными гепатитами и ВИЧ-инфекцией проводить в резиновых перчатках все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук кровью. Во время работы все повреждения кожных покровов должны быть изолированы напальчниками, лейкопластырем. Кроме того, в целях личной профилактики работники должны быть обеспечены медицинской аптечкой, в состав которой входят: 70-% спирт, 5%-ный спиртовой раствор йода, лейкопластырь, перевязочный материал, латексные перчатки, емкость для разведения воды, навески марганцево-кислого калия по 50 мг.
Работники парикмахерской, согласно правилам, обязаны соблюдать правила личной гигиены, а именно: перед началом и после окончания обслуживания клиента тщательно мыть руки мылом, в косметических кабинетах для обработки рук применять кожные антисептики, осуществлять уход за кожей рук, используя защитные и смягчающие кремы, лосьоны, осуществлять окраску волос в резиновых перчатках, не курить и не принимать пищу на рабочем месте.
Для приема пищи должно быть организовано специальное место, которое, если штат сотрудников не превышает десять человек, может быть совмещено с гардеробной. Правилами не допускается наличие грызунов и бытовых членистоногих (насекомых, клещей) во всех основных и подсобных помещениях.
"При обнаружении вшей (педикулеза) у клиента в процессе обслуживания необходимо прекратить манипуляцию и направить клиента в специализированное учреждение (санитарный пропускник) для проведения противопедикулезных мероприятий и консультации. Инструменты и белье, использованные при обслуживании, подвергают дезинсекции средствами от вшей (педикулицидами) в форме концентрата эмульсии согласно инструкции по применению средства. Волосы собирают в герметично закрывающийся пакет или мешок и также обрабатывают педикулицидом, после чего удаляют (утилизируют)", - говорится в документе.
Как быть с пеньюаром?
Для обслуживания клиентов должно использоваться только чистое белье. Запас чистого белья (полотенца, салфетки, простыни и другое) должен быть в количестве, обеспечивающем его индивидуальное применение для каждого клиента. Разрешается использование одноразовых шапочек, накидок, полотенец, простыней, салфеток. Пеньюары из синтетической ткани должны применяться только с чистой хлопчатобумажной салфеткой или одноразовым подворотничком.
После каждого клиента использованное белье подлежит стирке, а при необходимости и дезинфекции (при угрозе распространения инфекционных и паразитарных заболеваний), а одноразовое - удалению (утилизации).
Правила запрещают использовать кисточки для удаления остриженных волос. Удаление остриженных волос с шеи и лица клиента должно проводиться чистой индивидуальной салфеткой или ватным тампоном, отмечается в постановлении. При выполнении химической завивки смачивание волос раствором проводится тампоном, сменяемым после каждого клиента. Зажимы, бигуди, колпаки и сетки для химической завивки волос, шапочки для мелирования моют под проточной водой с моющими средствами после каждого посетителя.
"Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос моют под проточной водой также после каждого клиента, а затем помещают в стерилизаторы, разрешенные к использованию в установленном порядке и имеющие инструкцию по применению на русском языке, или в растворах дезинфицирующих средств по режиму, применяемому при грибковых заболеваниях", - говорится в постановлении.
Съемные ножи электрических бритв и электроды к косметическому оборудованию необходимо протирать дважды с интервалом 15 минут тампоном, смоченным в дезинфицирующем растворе, не вызывающем коррозию, в концентрациях, применяемых при вирусных гепатитах.
Сколько ванночек?
Подушка, подкладываемая под ногу при проведении педикюра, должна иметь клеенчатый чехол, который после каждого использования протирается ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, в концентрации и с экспозицией, применяемой для дезинфекции при грибковых заболеваниях.
"В педикюрных кабинетах должно быть не менее двух ванн для ног с подводкой горячей и холодной воды и отдельная раковина для мытья рук. Допускается наличие одной ванны с использованием одноразовых вкладышей", - отмечается в документе.
Ванны для ног и ванночки для рук после каждого клиента должны подвергаться дезинфекции при полном погружении в дезинфицирующий раствор в соответствии с инструкцией по применению используемого средства по режиму, применяемому при грибковых заболеваниях. При выполнении маникюра и педикюра должны использоваться одноразовые непромокаемые салфетки для каждого посетителя, говорится в правилах.
Для парикмахерских залов и кабинетов для маникюра, педикюра, пирсинга, пилинга, татуажа, косметических услуг должен быть определен минимальный набор типовых инструментов для обслуживания одного клиента. На одно рабочее место следует иметь не менее трех таких наборов, отмечается в постановлении. Инструменты для маникюра, педикюра, татуажа, пирсинга, пилинга, марлевые салфетки, ватные шарики, а также другие расходные материалы стерилизуют в стерилизаторах упакованными в стерилизационные упаковочные материалы, разрешенные к применению в установленном порядке, и в них же хранят. Допускается стерилизация инструментов в неупакованном виде при условии, что они будут использованы в течение часа или храниться в стерилизаторах.
Кроме того, новые санитарные правила разрешают парикмахерским реализовывать посетителям парфюмерно-косметические средства и средства по уходу за волосами, ногтями, кожей, имеющие документы, подтверждающие безопасность используемой продукции.