Рейтинг@Mail.ru
Богуславский: мы по-прежнему учимся в "брежневской" школе - РИА Новости, 22.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Богуславский: мы по-прежнему учимся в "брежневской" школе

Читать ria.ru в
Дзен
Наша школа больше внимания уделяет все-таки знаниям. Как это складывалось исторически, в интервью РИА Новости рассказывает член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Михаил Богуславский.

Современное российское образование "дрейфует" от содержательного подхода к компетентностному: объем знаний начинает "проигрывать" умению школьников их использовать. Однако наша школа больше внимания уделяет все-таки знаниям. Как это складывалось исторически, в интервью РИА Новости рассказывает член-корреспондент Российской академии образования (РАО) Михаил Богуславский.

- Михаил Викторович, советскую школу нередко называют лучшей в мире, однако ее выпускники, справляясь с интегралами, так и не преуспели в производстве автомобилей – корни такой ситуации, видимо, в системе образования? Когда оно сложилось в таком его виде?

- Классическое советское школьное образование окончательно сложилось в ходе реформ 2-й половины 1960-х годов, при Брежневе и прочно сейчас унаследовано. Реформы 1990-х годов добавили к нему вариативность, индивидуализацию, профильное обучение и национально-региональный компонент.

- О российской школе говорят, что она близка к науке, но далека от жизни. А были в ее истории периоды, когда приоритеты были расставлены иначе? 

- На протяжении всего 20 века то главенствующей становилась тенденция на приближение школы «к жизни и производству», то школа вновь тяготела к науке.

Если в 1920-е годы возобладали попытки создать «трудовые школы» с комплексным преподаванием и упором на самостоятельную деятельность учащихся, то в 1930-е советское образование вернулось к «изучению основ наук» – классической классно-урочной системе с предметами и преимущественно репродуктивными формами обучения.

В 1940-1950-е годы в советские школы, казалось, вернулся 19 век: в 1943 году в крупных городах было установлено раздельное обучение мальчиков и девочек (его отменили в 1954 «по просьбам родителей»), была введена ученическая форма (по образцу гимназической), добавлены чисто гимназические предметы: логика, психология, в некоторых школах даже латынь.

Более того, с 1940-х годов образование частично становится платным (в 9-10 классах и вузах). Не случайно эту модель иронично называли « сталинской гимназией».

Однако во  второй половине 1950-х, с приходом к власти Хрущева, ситуация резко меняется.

- В чем состояли реформы Хрущева в сфере образования? Их маятник качнулся в сторону науки или практики?

- Цель была сделать образование политехническим, ориентированным на современное производство. Хотя в данном случае на реформы оказала влияние и личность советского лидера: Хрущев был самородком, человеком яркого таланта и огромной воли, но почти нигде не учился и взгляды на образование имел самые примитивные.

Первоначальный план его реформ предполагал ограничить дневное образование семилетней школой, а старшую ступень перевести в режим вечерних школ при производствах, высшее образование предполагалось сделать также вечерним (кроме МИФИ).

Дневных средних школ предполагалось оставить на весь Союз четыре: два физмат интерната: в Москве, при МГУ и при Новосибирском государственном университете; Центральную музыкальную школу при консерватории и балетное училище при Большом театре. Однако, к счастью, этот план не был реализован — окружавшие Хрущева специалисты быстро осознал масштаб грядущего бедствия, и в 1958 году убедили Никиту Сергеевича провести ряд других реформ.

Школа стала 11-летней — в 11-м классе школьники обязаны были пройти практику на производстве. При школах вновь открывались мастерские. Приоритетным, как и в 1920-е годы, стало «участие школьников в производительном труде, в коммунистическом строительстве».

- Как же так вышло, что «классическая» советская школа стала затем тяготеть к науке, отдалившись от практики?

- Советский Союз начал проигрывать в научно-техническом соревновании с капстранами, в связи с чем после отстранения Хрущева от власти была предпринята серия контрреформ, по сути, создавших современное российское образование.

Так, были пересмотрены все учебные программы средней школы для приведения их в соответствие с новейшими достижениями науки и техники. Новые программы были резко усложнены, особенно по математике и физике.

Была модернизирована программа начальной школы — именно тогда под влиянием деятельности известного психолога и педагога Леонида Занкова начальная школа стала трехлетней, а не четырехлетней.

Вместе с тем трудовая деятельность школьников отошла на задний план, на авансцену вновь выдвигалась учеба, вместо прежней установки на участие школьников в «коммунистическом строительстве» и общественной жизни.

Хотя советская идеология в целом была ориентирована на социальное равенство и ликвидацию всякой сегрегации, тем не менее для поддержания приоритета в «гонке вооружений» объективно требовалась дифференциация образования. Так произошло развитие спецшкол, в первую очередь физико-математических. «Перестройка» дала старт индивидуализации образования, но в целом мы все еще учимся в «брежневской» школе.

Педагогически в свое время эта сильная модель школы разбилась о поставленную перед ней  невыполнимую, а главное ненужную задачу — хорошо научить всех всему. Все советские школьники должны были в равной степени хорошо успевать по всем предметам, тогда как в США сделали ставку на прицельную работу – с 10% наиболее одаренных школьников…

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала