Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сети LTE будут в России в этом году – гендиректор Yota Денис Свердлов

© Фото : предоставлено "Апостол Медиа Групп"Денис Свердлов
Денис Свердлов
Мобильные сети нового поколения LTE появятся в России уже в этом году, несмотря на то, что ГКРЧ еще не утвердила этот стандарт. Компания "Скартел" планирует осенью запустить LTE и в перспективе заняться предоставлением голосовых услуг. Об этом рассказал специальному корреспонденту РИА Новости Татьяне Беляковой генеральный директор "Скартела" Денис Свердлов.

Мобильные сети нового поколения LTE появятся в России уже в этом году, несмотря на то, что Государственная комиссия по радиочастотам еще не утвердила этот стандарт. Компания "Скартел" (бренд Yota), первый в России WiMAX-оператор, планирует осенью запустить LTE и в перспективе заняться предоставлением голосовых услуг. Об этом, а также о том,  как никарагуанцы и перуанцы станут более "продвинутыми", чем англичане, и о том, какой будет сотовая связь через десять лет, рассказал специальному корреспонденту РИА Новости Татьяне Беляковой генеральный директор "Скартела" Денис Свердлов.

- В мае "Скартел" объявил о намерении построить сети LTE. Почему вы решили заняться предоставлением услуг по этой технологи, а не продолжить развитие сети WiMAX?

- Беспроводной широкополосный доступ в интернет - очень востребованная услуга, и пользователям неважно, какая технология используется для ее предоставления. Стандарты LTE и WiMAX очень похожи с точки зрения пользователя, так как используют одну и ту же радиотехнологию OFDMA.

Когда мы начали строить сети, WiMAX был единственным стандартом, способным дать принципиально новую услугу, и на рынке уже было представлено пользовательское оборудование WiMAX. Все это убедило нас в том, что запуск WiMAX-сетей - правильное направление.

Основной причиной перехода на LTE стала поддержка крупнейшими производителями абонентских устройств именно этого стандарта. Таким образом, мы сможем обеспечить наполненность рынка устройствами LTE гораздо быстрее и полнее, чем устройствами WiMAX.

Первые телефоны LTE уже появятся в 2011 году, а ранние прототипы - даже в 2010 году. Массовое производство LTE-телефонов начнется в 2012 году, и мы увидим новинки от Nokia, Samsung, LG и других производителей.

- Ранее представители Роскомнадзора заявляли, что имеющиеся у вас лицензии и частоты не позволяют развертывать сети LTE. Вы урегулировали этот вопрос?

- Да.

- Вы будете строить LTE, даже несмотря на то, что у вас есть некоторое недопонимание с регулятором?

- У нас пока нет недопонимания с регулятором. Но если вдруг оно появится, мы об этом обязательно расскажем.

- Планируете ли вы отказаться от технологии WiMAX?

- У нас есть план перехода на LTE. Точно могу сказать, что в городах, где мы уже работаем, мы продолжаем развитие WiMAX, и только в 2010 году мы установим дополнительно несколько тысяч базовых станций. В 2011 году мы планируем начать ставить базовые станции LTE в этих городах. Какое-то время будут работать две сети одновременно. Но в долгосрочной перспективе, конечно, бессмысленно поддерживать два стандарта, это неэффективно. Все новые сети в новых городах будут работать на LTE.

- Расскажите, пожалуйста, подробней о своих планах по развертыванию сетей LTE.

- Мы в 2010 году запустим сети в пяти городах, среди которых Казань, Новосибирск и Самара. Остальные два города уже определены, мы их озвучим осенью. Сети будут запускаться с промежутком в несколько недель - месяц. Запуск сети в Казани мы планируем осенью.

Каждый новый город мы рассматриваем как отдельный бизнес-кейс. Мы выбираем город, в котором понимаем потенциал рынка, понимаем, какова там ситуация с инфраструктурой, что можно купить, быстро построить или арендовать.

У нас есть специалисты, которые оценивают техническую возможность строительства, ее стоимость, есть маркетинговые исследования, которые определяют потенциал города, есть лицензии и частоты на всю Россию, выбор города - это простая задача.

В 2011 нам бы хотелось запустить сети еще примерно в 30 городах. Но на наши планы будет влиять опыт использования LTE в первых пяти городах.

- Как вы планируете развивать новую технологию на зарубежных рынках, там, где вы присутствуете или планируете открывать бизнес?

- Мы верим, что мы накопили большой опыт, который нам позволяет запускать сети очень быстро. Мы специально не идем в развитые страны - то есть в Западную Европу и Америку. Это связано с тем, что в этих странах частоты для оказания услуг четвертого поколения пока не торопятся выдавать. Например, в Британии конкурс на частоты 4G откладывается уже четыре года. Причина в том, что крупные операторы сделали огромные инвестиции в 3G, которые пока не окупились, поэтому операторы, как я понимаю, не должны быть заинтересованы в быстром развертывании сетей 4G.

В странах с развивающейся экономикой другая ситуация: там недостаточно инвестиций, есть проблема с инфраструктурой - то есть кабельной инфраструктуры практически нигде нет. В этих странах есть уникальная возможность перейти сразу к 4G, минуя 3G. Это мы и делаем, и делаем очень успешно.

В Никарагуа проект уже запущен в коммерческую эксплуатацию, идет подключение абонентов. В Белоруссии и в Перу мы запустим сети осенью. Штат сотрудников в обеих странах уже укомплектован.

- В скольких городах этих стран будут запущены сети на первом этапе?


- Мы обычно не называем сроки, потому что они зависят от нескольких факторов. Это даже зависит во многом не от нас, а от доступности инфраструктуры. В каких-то городах инфраструктура есть, мы ее покупаем или арендуем, а в каких-то ее просто нет, мы ее строим.
Очевидно, что любые новые технологии стоит начинать запускать в столичных регионах. Не потому, что, например, это особенность технологии. Это особенность модели потребления.

Для нас ключевым фактором является скорость, с которой мы охватываем своей сетью тот или иной город. Как только клиентская база достигает 4% от населения города, мы себя ощущаем великолепно, у нас полностью работает бизнес-кейс.

Наш бизнес организован таким образом, что мы получаем положительную операционную EBITDA в новом городе через месяц после запуска сети в коммерческую эксплуатацию.

- Какие новые страны вы наметили для запуска сетей?

- Мы не озвучиваем страны, пока не получим лицензии. У нас в проработке довольно большое количество стран, десятки стран. Это не значит, что мы во все из них пойдем, будем тщательно выбирать. Эти страны находятся в Латинской Америке, Азии, Африке и СНГ.
Уже в этом году, думаю, будет пара анонсов по выходу Yota на новые зарубежные рынки.

- Будут ли пересмотрены инвестиции в связи с вашими планами строительства сетей LTE?

- Нет, все будет финансироваться в рамках ранее озвученных инвестиций. Переход на LTE для нас ничего не меняет, потому что стоимость оборудования LTE сопоставима со стоимостью оборудования WiMAX.

- После запуска сетей LTE планируете ли вы начать предоставлять голосовые услуги?

- Да, планируем. Но на сегодняшний день операторы и производители оборудования до сих пор не договорились, каким образом будет работать голос в LTE. Думаю, к концу 2011 года мы сможем представить голосовую услугу от Yota. Наиболее вероятный стандарт для голоса в LTE называется VoLTE (Voice over LTE) - это фактически VoIP (Voice Over IP), адаптированный под LTE.

Но уже сегодня можно использовать голос в нашей сети с использованием интернет-сервисов типа Skype и sipnet.

- Как, по вашим оценкам, изменится абонентская база компании после запуска LTE?

- На абонентскую базу влияет множество факторов, но точно не стандарт, а, например, рынок устройств, покрытие, качество услуги и т.д. Думаю, как только появится голос, абонентская база будет увеличиваться быстрее, так как мы сможем предложить наши услуги большему сегменту.

- Каковы на данном этапе отношения с вашим акционером - Ростехнологиями?

- У нас очень хорошие отношения, Ростехнологии нас поддерживают в нашей зарубежной экспансии.

У Ростехнологий написано в уставе, что это госкорпорация, ориентированная на поддержку российских инновационных компаний, и очень важный аспект их деятельности - продвижение таких компаний.

Наши проекты за рубежом удалось реализовать во многом именно благодаря поддержке Ростехнологий. Представительства Ростехнологий есть более чем в 50 странах мира, и мы используем их ресурсы и возможности, чтобы выходить на зарубежные рынки.

Многие думают, что Ростехнологии помогает нам финансировать проект. Это не так. У нас нет никаких государственных денег в портфеле инвестиций.

Yota - одна из самых крупных сетей 4G в мире, и мы действительно считаем, что накопили большую экспертизу, и довольно быстро поняли, что появилась возможность наши знания экспортировать. Ростехнологии нам в этом очень сильно помогают, и помогают все больше и больше.

- Недавно у вас прошло заседание совета директоров. Какие там вопросы рассматривались?

- Рассматривались вопросы перехода на LTE. Это компетенция совета директоров. Это решение было одобрено. Также результаты за 2009 год, планы и бюджет на 2010 год.

- В связи с вашими планами по международной экспансии, изменилось ли что-то в управлении компанией?

- У нас все больше появляется международных активов, мы очень четко стали разделять понятие штаб-квартиры и операционных компаний. Была создана Yota Group, управляющая компания, которую я возглавляю.

Я по-прежнему являюсь генеральным директором российской Yota, но меньше вовлечен в операционную деятельность, фактически операциями в России управляет Игорь Торгов.

Задача Yota Group - фокусироваться на стратегии компаний, глобальном маркетинге, управлении брендом, управлении продуктами в области сервисов и устройств.

- Рассматривается ли вопрос вывода компании на биржу?

- Для этого надо иметь причину. У нас нет проблем в привлечении средств. Финансовые институты проявляют к нам большой интерес.

В отрасли сотовой связи обычно выход на положительную EBITDA происходит через полтора-два года. У нас этот момент наступил через шесть месяцев коммерческой эксплуатации сети. Помимо этого, у нас очень быстрыми темпами растет абонентская база, мы выполняем бизнес-планы. Очевидно, что когда финансисты смотрят на этот бизнес-кейс, они говорят "мы хотим иметь к этому отношение". По этой причине мы сегодня не видим необходимости выходить на биржу.

- Одно из развивающихся направлений бизнеса сотовых операторов - собственный ритейл. У вас есть аналогичные планы?

- Я не очень верю в концепцию монобрендовых магазинов, потому что люди любят выбор, и нельзя им его ограничивать.

Мы фокусируемся на трех областях: customer experience, маркетинг и продажи, там мы можем создать уникальные продукты. Остальное стремимся отдать на аутсорсинг. Мы даже строительство сетей отдали на аутсорсинг, потому что понимаем, что ничего нового, инновационного туда не привнесем, это должны делать профессионалы. То же самое в ритейле - мы не являемся профессиональными ритейлерами, поэтому мы должны отдать это тем, кто занимается этим профессионально, а мы будем заниматься тем, в чем мы профессионалы.

У нас есть подразделение Yota Retail, но оно скорее выполняет "образовательную" и сервисную функции, нежели функцию продаж.

- Пользователи порой высказывают недовольство качеством услуг Yota, в частности, в Москве. Как вы планируете решать эту проблему?

- Действительно, наши сети в столице перегружены. Это произошло из-за ажиотажного спроса, которого мы не ожидали.

Мы решаем эту проблему установкой новых базовых станций. На сегодняшний день у нас в Москве работает порядка 1000 базовых станций. Наша задача - увеличить их число в 2010 году в 2,5 раза.

- Как строится ваше сотрудничество с производителями пользовательского оборудования?

- Мы сотрудничаем с большим количеством производителей в области устройств. Мы фокусируемся на четырех областях: устройства доступа (модемы и роутеры - как мобильные, так и фиксированные), вторая область - это программа "embeded", то есть устройства со встроенным модулем, например, ноутбуки, в которой Intel играет огромную роль. Третья область - это мобильные телефоны, четвертая область - это планшетные компьютеры.

- У Yota был опыт с телефоном, который совмещает в себе функции сотовой связи другого оператора и доступ в интернет от Yota. Вы считаете этот опыт успешным? Будет ли он продолжен?

- Для нас это был очень важный опыт. Я считаю, что он был довольно успешен, было продано более 50 тысяч устройств. Мы многому научились. Это был для нас неоценимый опыт, и мы накопили экспертизу, как делать устройства.

Сейчас мы уже работаем над созданием LTE-телефонов, WiMAX-телефоны мы не планируем создавать.

- Совместно с какой компанией вы делаете LTE-телефон?

- Мы не озвучиваем.

- Когда вы его планируете вывести на рынок?

- Телефон появится в конце 2011 года. Но первое LTE-устройство мы выпустим уже в этом году, это будет модем.

- Будет ли к этому времени достаточное покрытие сети, чтобы телефон был востребован?

- Будет.

- Ваш новый продукт Yota Jingle не поддерживает технику Apple. Вы планируете что-то менять в этой связи?


- К сожалению, когда мы делали продукт, у нас был выбор, запускать его без поддержки Mac, но раньше, или позже, но с поддержкой Mac. Мы приняли решение запустить его раньше.

У нас уже готова версия под Mac, скоро она будет доступна.

- Операторы "большой тройки" и "Скай Линк" являются вашими конкурентами на рынке мобильного интернета. Какие сложности вы ощущаете, соревнуясь с ними?

- В апреле-мае мы проводили исследование узнаваемости бренда. Результатами исследования мы были приятно удивлены. Выяснилось, что в категории "мобильный интернет" степень узнаваемости бренда Yota сопоставима со степенью узнаваемости брендов операторов "большой тройки" в тех городах, где мы присутствуем.

Желание покупать наш продукт, по результатам опроса, оказался в два раза выше, чем у "большой тройки".

При этом мы начали коммерческую эксплуатацию сети только в июне 2009 года, а рекламная кампания началась 1 сентября 2009 года.

Я думаю, что это хороший результат.

- Эксперты рынка уверены, что в перспективе все большую долю в структуре трафика сотовых операторов будет занимать передача данных. Поэтому, наверно, если вы будете заниматься голосовыми услугами, а они - все больше передачей трафика, то постепенно вы станете прямыми конкурентами…

- Я считаю, что в будущем, через 10-20 лет, операторская услуга будет одна, и она будет называться "доступ к сети". Все остальные услуги будут дополнением к ней, причем не обязательно их будут оказывать операторы связи.

Я по-настоящему верю в то, что в будущем пользователь, имея качественный безлимитный беспроводной доступ в интернет, сам для себя будет выбирать компанию, которая будет оказывать ему услугу, например, голосовую, наиболее удобным для него способом, со способом оплаты, которая ему удобна, с тарифами, наиболее привлекательными для него.

Появятся мобильные устройства, позволяющие иметь постоянный доступ к интернету. Как это изменит отрасль? Она станет абсолютно другой, будет работать абсолютно по другим правилам. На сегодня голосовая услуга привязана к телефону SIM-картой, она определяет логику работы. Представьте, что подключение к мобильному интернету станет настолько стабильным, качественным, что позволит иметь и голос очень высокого качества, и видео, и интернет…

Оператора, предоставляющего услуги голосовой связи, будут выбирать как приложение. Это изменит абсолютно все, это будет абсолютно другой рынок, где конкурентным преимуществом операторов будет не наличие у них частот или инфраструктуры, а способность созидать, создавать приложения.

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала