Северо-Западный округ Москвы, где сравнительно недавно открылся новый участок метро "Строгино" - "Митино", вместе с тем получил и новые проблемы – большой приток пассажиров из области, а следовательно – увеличение количества автомобилей и нехватка парковок. Префект СЗАО Елена Васина, которая была назначена на эту должность в конце 2009 года, в интервью РИА Новости рассказала о том, как округ решает транспортные и многие другие вопросы, в числе которых и самовольное строительство на Карамышевской набережной элитных домов.
- Почему все-таки решено снести яхт-клуб «Вираж» на Карамышевской набережной, который, по словам его владельцев, относится к объектам спортивного назначения?
- В свое время «Вираж» арендовал землю вместе с находящейся на ней водно-спортивной базой и должен был заниматься эксплуатацией этой станции, организовывать занятия водным спортом, туризмом и охраной порядка на воде. Сегодня там ничего похожего на занятия спортом нет. Срок аренды закончился в 2007 году и с тех пор не продлевался. Спортивных сооружений там нет, кроме причалов, которые едва ли можно назвать спортсооружениями. Зато в роскошных коттеджах, построенных на месте снесенных каркасно-щитовых домиков и сарайчиков водно-спортивной базы, проживают люди.
Строения здесь принадлежат не только учредителям «Виража», который в действительности не является спортивным клубом, но и нескольким не имеющим никакого отношения к спорту организациям. Причем все без исключения коттеджи построены незаконно, что подтверждено вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда города Москвы. Прежде, чем что-то построить в столице, необходимо пройти все согласования в установленном законом порядке. Но этого сделано не было. А если бы арендаторы захотели все сделать по закону, коттеджи вообще не появились бы: это территория Москворецкого парка, где строить капитальное жилье нельзя.
На сегодняшний день у нас есть решение суда о сносе двух причалов и пяти коттеджей на участке в районе Карамышевской набережной, 13. После принятия решения, приставами рассылаются уведомления, владельцам предлагают снести незаконные строения добровольно. Затем, в случае неисполнения судебных предписаний, префектура объявляет конкурс, на котором выбираются организации для сноса незаконных строений. В отношении пяти домов и двух причалов мы уже подошли к этому этапу, готовятся конкурсы, и я уверена, что снос производиться будет. Потом мы уже будем выходить в суды за возмещением тех затрат, которые бюджет потратит на снос этих объектов.
- И что в итоге будет на месте снесенных строений на Карамышевской набережной?
- Если все незаконно построенные строения будут снесены, то мы будем общаться с Леонидом Арнольдовичем (Бочиным – руководителем департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы) по поводу благоустройства набережной Москвы-реки. А в случае, если владельцы действительно согласятся проводить в «Вираже» спортивные занятия, то его можно будет оставить. По крайней мере, мы этого не исключаем.
- На территории округа за последнее время открылось несколько новых станций метро. Каковы дальнейшие перспективы развития метро на северо-западе Москвы, планируется ли открыть станцию, которая до сих пор остается замороженной?
- На территории нашего округа запланировано строительство станции «Пятницкой» на пересечении Пятницкого шоссе и Митинской улицы. К настоящему времени подготовлен проект постановления Правительства Москвы, предусматривающий проектирование новой станции метро в этом году, а в следующем уже планируется начать перекладку инженерных коммуникаций, которых в зоне строительства достаточно много. В 2013 году планируем сдать эту станцию в эксплуатацию вместе с электродепо «Митино».
К слову говоря, мы открыли в декабре 2009 года станцию «Митино», и с одной стороны, это радостно, с другой – здесь увеличился поток приезжающих из области. В результате вокруг станции и во дворах соседних жилых домов сейчас наблюдается очень большое скопление автотранспорта.
- И как вы планируете решать эту проблему?
- Эта проблема уже решается. Сейчас совместно с метрополитеном мы подобрали площадки, которые будем использовать как перехватывающие парковки. Таким образом, въезжая в округ, автовладельцы могут оставлять свои машины под присмотром и дальше ехать на метро. Иногда это даже выгодно и быстрее. Кстати, такие площадки используются во многих округах.
- Что касается транспортно-пересадочного узла в районе метро «Планерная» - когда все-таки он будет введен в эксплуатацию, сроки переносились уже не раз?
- Завершение строительства транспортно-пересадочного узла (ТПУ) планируется в октябре-ноябре этого года, но мы стараемся выполнить работы раньше и сдать его в эксплуатацию ко Дню города. Парковка ТПУ будет на 660 машиномест. ТПУ – это многофункциональный объект. Это когда троллейбусы, автобусы и метро соединены в одном помещении, то есть вы въезжаете на троллейбусе, пересаживаетесь на автобус. Там же вы можете купить билет, там же вы можете пересесть на метро, там же покушать и приобрести какие-то необходимые товары. В целом этот транспортный узел должен улучшить обстановку на территории. Наша основная задача – создать нормальные условия и для жителей района, и для приезжающих. Это экспериментальный проект. И, к сожалению, нельзя использовать его на всех площадках, потому что для этого нужны определенные объемы земли.
- А почему затягивается открытие?
- Дело все только в финансировании.
- Как реализуется программа «Народный гараж» в округе?
- Сразу могу сказать, что поручение мэра по реализации программы выполняется успешно. На территории округа зарегистрировано порядка 218 тысяч частных автомобилей. Обеспеченность местами организованного хранения автотранспортных средств на сегодняшний момент составляет 45%. Естественно, данные цифры ежемесячно корректируются.
В 2009-2010 годах у нас было подобрано 36 земельных участков, на которых будут построены гаражи общей вместимостью 15,795 тысячи машиномест. В этом году народные гаражи будут построены на 11 земельных участках, которые были подобраны в 2009 году, в том числе одна механизированная парковка. Она уже изготовлена и установлена, сейчас мы заканчиваем ее оформление, и она будет предлагаться дольщикам.
К 1 июля у нас в полном объеме завершено строительство по адресам Генерала Белобородова, владение 44, в Северном Тушино, микрорайон 4, корпус 24 и 25 и на Лодочной, владение 39, там та самая механизированная парковка на 40 машиномест. Также у нас в полном объеме, за исключением благоустройства, которое задерживается из-за отсутствия финансирования, выполнены работы по строительству гаража на Пятницком шоссе, владение 19, улице Твардовского, владение 8, владение 19. Немного позже у нас будут сдаваться также в Строгино, Проектируемый проезд 120, участки 1,2,3, улица Барышиха, 47 и улица Юрьевская, 101.
При выборе мест для строительства гаражей приоритет отдавался участкам, которые не обременены земельно-правовыми отношениями. На сегодня в округе таких участков нет. Поэтому используем участки, на которых расположены плоскостные автостоянки с истекшим или истекающими сроками аренды.
Хочется отметить, что мы работаем с этими автовладельцами и занимаемся выводом этих стоянок. Но программа «Народный гараж» в округе не только реализуется, но и пользуется популярностью. У нас на два сданных гаража заключено 100% договоров, на все остальные – около 80%. Спрос есть, и они все будут заполнены. Просто они будут заселяться при стопроцентном заключении соглашений. Во всяком случае, нам не приходится ходить и упрашивать автовладельцев, чтобы они заключили договоры.
- Елена Михайловна, возвращаясь к социальным вопросам, сколько всего очередников проживает в округе? Сколько уже получили квартиры и сколько получат в 2010 и в 2011 году?
- Да, у нас, так же как и во всей Москве, существует проблема очередников. На учете по улучшению жилищных условий в округе находится 10,825 тысячи семей, из них 10,521 тысячи семей – обычные очередники, и 304 семьи признаны нуждающимися в содействии города в приобретении жилья. На сегодняшний день у нас обеспечены жилыми помещениями 467 семей очередников. В среднем мы предоставляем по тысяче квартир в год, но бывает и меньше.
Если волновое переселение жильцов продолжится, то все будет зависеть от количества жилплощади, которая будет сдана. Освобождение территорий округа под строительство жилых домов продолжается. Количество вновь построенных жилых метров напрямую зависит от переселения жителей из сносимых домов. Поэтому сейчас конкретно говорить о том, сколько очередников получат квартиры в 2011 году, преждевременно.
В год 65-летия Великой Отечественной войны все известные нам нуждающиеся ветераны были обеспечены квартирами. В настоящее время у нас эта работа продолжается, потому что есть ветераны, которые возвращаются в Москву из других регионов. Например, у нас есть такая семья, в которой папа-ветеран раньше жил в Киеве, а сейчас вернулся в Москву. У нас уже выявлено таких 15 семей.
- А как в округе реализуется программа сноса ветхих пятиэтажек?
- В 2009 году мы получили и затратили на переселение жителей из сносимых жилых домов площадь в объеме 63 тысячи квадратных метров, что позволило нам отселить 13 домов. Всего же по плану нам надо снести 107 домов (около 380 тысяч квадратных метров), на сегодня снесено 63 дома общей жилплощадью 235 с лишним тысяч квадратных метров, это 62% от общего количества. Получается, что нам остается снести 43 дома.
В 2010 году мы запланировали снести еще два дома. Нельзя забывать, что сносить можно только тогда, когда мы имеем площадь под переселение. На сегодняшний день на территории округа обеспечен ввод домов общей площадью 130 тысяч квадратных метров, 39 тысяч из них – за счет городского бюджета.
Конечно, кризис повлиял на темпы сноса и переселения. Так как большинство жилья в округе вводится за счет средств инвесторов, а на них кризис отразился очень заметно, то произошла задержка по инвестиционным контрактам. Но кризис, как мы понимаем, переждать нереально, через него нужно пройти, и поэтому наши инвесторы проходят, движутся. Пусть медленно, но программа выполняется, и сегодня мы практически выравниваемся с другими округами Москвы.
Комплексная реконструкция у нас продолжается: в Северном Тушино и в 74-м квартале Хорошево-Мневники в 2010 году мы ввели три жилых дома за счет городского бюджета. С инвесторами мы также продолжаем комплексную реконструкцию 74-ого, 75-ого, 76-ого, 82-ого, 83-ого районов Хорошево-Мневники в увязке со строительством Звенигородского шоссе.
Кроме этого, была задержка еще и из-за дольщиков-пайщиков, которые выступили соинвесторами строительства домов, где инвесторы обанкротились, например, «Энергостройкомплект-М» на Сходненской. Но в настоящее время городом приняты решения, и под руководством Юрия Михайловича (Лужкова) проводятся совещания по этому поводу, город взял на себя обязательства. Один из корпусов на Сходненской мы уже сдали, еще четыре секции (большая часть) другого корпуса будет сдано в четвертом квартале 2010 года. Эта программа у нас вытягивается, но все свои обязательства мы выполним даже для тех инвесторов, которые оказались не совсем добросовестными.
Программа строительства 2010 года предусматривает ввод жилых домов общей площадью 263 тысячи квадратных метров, из них за счет средств городского бюджета - 15 тысяч квадратных метров. В 2012 году мы планируем уже приступить к сносу жилых домов «несносимых» серий, и начнем с 9-ого микрорайона Южного Тушина.
- Как в округе ведется работа с маломобильными категориями граждан? Что уже сделано, что еще предстоит сделать?
- Тема, действительно, правильная, нужная. У нас, как и в Москве в целом, к сожалению, очень много инвалидов. На сегодняшний день в округе обустроено спецсредствами для инвалидов 49 образовательных учреждений, 13 учреждений культуры, 12 учреждений здравоохранения, три отделения Сбербанка, 12 учреждений социальной защиты, четыре учреждения департамента семейной и молодежной политики, пять учреждений центра занятости, 921 организация потребительского рынка и услуг, три объекта физической культуры и спорта.
Кроме этого, сейчас мы делаем все возможное для того, чтобы инвалиды смогли заниматься на каждой спортивной площадке в округе. Выполнены работы по приспособлению для инвалидов в 190 квартирах, где-то расширены двери в санузлы и душевые кабины. Для инвалидов приспособлено 1,504 тысячи дворовых территорий, выполнены работы по 5,583 тысячам сходов с тротуаров, 900 входных групп в подъезды жилых домов, в них установлены пандусы, чтобы можно было подняться по лестнице. В тех домах, где инвалиды живут не на первых этажах, сделаны подъемные платформы. Таких платформ у нас 38.
- А как вы оцениваете в процентном соотношении сделанную для инвалидов работу? Все ли по плану выполнено?
- По плану, естественно, сделано не все. Улично-дорожная сеть у нас практически не приспособлена. Кроме этого, некоторые пандусы были сделаны не совсем качественно и не под тем углом, и мы, конечно же, все переделывали. Коляску, наверное, можно поднять с помощью человека, который сопровождает инвалида, а самому инвалиду, если у него ручное управление, это тяжеловато. Кое-где мы не совсем правильно сделали сходы и спуски, потому что это была для нас новая работа. Но все, что было сделано некачественно, мы переделывали. Я бы сказала, мы приспособили для инвалидов 70-80% того, что должны были сделать, если считать школы, больницы, учреждения здравоохранения, спортивные площадки, массовые переходы.
- А остальные 20-30% когда сделаете?
- Вопрос только стоит в финансировании, но деньги изыскиваются. В частности, мы надеемся сэкономить бюджетные средства за счёт снижения стоимости государственного заказа в результате торгов, сейчас мы также рассматриваем вопрос обустройства этих сходов за счет привлеченных средств, то есть за счет собственных средств организаций, которые работают с инвалидами.
- Елена Михайловна, планируется ли на территории округа строительство новых крупных торговых и многофункциональных комплексов?
- Все, что с градостроительным планом должно строиться, будет строиться. Внимание стоит уделить торгово-развлекательному комплексу по адресу Химкинский бульвар, владение 23. Его площадь будет составлять 101,945 тысячи квадратных метров, наземная часть - 62 тысячи квадратных метров, подземная – 39. На сегодняшний момент строительство там выполнено на 85%.
Там есть один нюанс - рядом строящимся комплексом находится кинотеатр «Балтика», который уже не соответствует современным требованиям. Кинотеатр будет сноситься, а взамен в строящемся торгово-развлекательном комплексе «Балтике» будет передана площадь в 62 тысячи квадратных метров. Соответственно, там появятся несколько современных кинозалов. А на месте существующего кинотеатра будет пешеходно-рекреационная зона с соответствующим обустройством. Здесь предполагается озеленение, посадка деревьев, устройство фонтанов, декоративного освещения. Сам торгово-развлекательный центр мы планируем открыть в конце этого года. Более того, с вводом его в эксплуатацию мы решим вопрос с обеспечением новых рабочих мест. Это примерно 2,5 тысячи мест, что сейчас также немаловажно.
Тем более эти рабочие места мы в первую очередь предлагаем жителям Северо-Западного округа, близлежащих домов, кто не имеет места работы непосредственно в своем округе.
- Как в округе организованы зоны отдыха для москвичей? Планируете ли проводить реконструкцию пляжей в Серебряном бору?
На территории округа расположены два пляжа, где купание разрешено («Серебряный бор-2» и «Серебряный бор-3»), два пляжа, где запрещено купаться (Строгинская и Кировская поймы), и семь удобных спусков к воде, где находятся зоны несанкционированного купания. В особо жаркие дни в Строгинской пойме бывает по 40 тысяч человек за сутки. Несмотря на то, что в несанкционированных зонах отдыха установлены таблички «Купаться запрещено», люди все равно идут купаться. С начала купального сезона в водоемах округа утонуло 18 человек, еще 14 человек удалось спасти. Поэтому мы усиливаем контроль за купанием, привлекаем дополнительные силы, народную дружину. Я понимаю, что жарко, но нельзя сказать, что они сами виноваты, мы тоже должны следить за порядком.
На сегодня есть и положительные новости. Мы с Бочиным (руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды) проработали вопрос обустройства пляжей «Серебряный бор-1» и Строгинская пойма. Сейчас мы готовим постановление правительства Москвы по этому вопросу, затем будем проводить конкурс с целью привлечения инвестора для благоустройства этих территорий. Ведь, например, в Европе, на всех пляжах действуют и рестораны, и развлекательные комплексы, владельцы которых несут сами ответственность, они за счет своих собственных средств обслуживают этот пляж и смотрят за отдыхающими на воде и за чистотой, порядком и благоустройством.
Ведь без кафе, без воды, без предприятий на пляже нормальный отдых невозможен. Кроме этого, еще мы хотим сделать там понтонные пляжи. Конечно же, там будет действовать и парковка, и охрана, должны быть выставлены лежаки. Начать планируем в этом году, а сам проект будет действовать в течение двух лет, за это время мы как раз сможем посмотреть на результаты нашей работы.