Спустя шесть дней после пожара во Всероссийском научно-реставрационном центре им. Грабаря его директор Алексей Владимиров рассказал в интервью РИА Новости про эвакуированные произведения искусства и про то, что предстоит сделать для возвращения к прежней жизни. Беседовала Светлана Янкина.
- Что сейчас происходит с вывезенными из Центра ценностями?
- Они находятся в хранилищах Минкультуры, активно задействованы Музей им. Рублева, Третьяковская галерея, Музей Востока. Специалисты наши находятся там и консервируют эти вещи. Им помогают, причем добровольно, реставраторы тех музеев, куда все передалось, так что дополнительные силы уже привлекаются.
- Какие вопросы необходимо решить в первую очередь?
- Главное – найти нам временное помещение. Мы уже посадили администрацию в арендованном напротив центра здании на улице Радио, один корпус центра остался нетронутым, мы сейчас приводим его в порядок, там тоже будем вести активную работу, также правительству направлен запрос и нам подыскивается временное помещение для работы. Пока эти вопросы не решатся, мы будем задействовать предоставленные фондохранилища, где произведения искусства будут находиться в законсервированном виде под наблюдением наших реставраторов, а потом уже, когда появится здание, продолжится их восстановление.
- Всех интересует список утрат. Насколько он обширен?
- Сколько было вещей в центре, мы пока точно сказать не можем – надо провести сверку, но пока называем цифру – 1300. Сильно пострадали четыре вещи: "Портрет Александра I на коне" Джорджа Доу, он сильно поражен, поскольку был на самом верху, мы его разрыли и его можно отреставрировать. Очень сильно обгорело знамя петровской эпохи из музея Переславля-Залесского, его уже вряд ли получится отреставрировать, еще один предмет – несчастный ковер из усадьбы "Мураново", который уже горел в 2006 году, тоже вряд ли получится восстановить, и икона "Житие Стефана Пермского" - она тоже сильно пострадала, но ее мы постараемся восстановить. Хорошо, что сохранился очень ценный архив, который велся с 1944 года. Это реставрационные паспорта и фотографии всех произведений, которыми мы занимались, это очень ценный материал, которым активно пользуемся и мы сами, и МВД, когда, например, требуется разыскать картины.
- Пострадали ли в огне вещи из частных коллекций?
- Нет. Все произведения сохранились, их эвакуировали до сильного пожара, и после завершения формальных процедур они вернутся к владельцам.
- Предусмотрена ли компенсация за утраченные произведения?
- Страховку мы не делали, у нас существовал и существует такой порядок: мы несли охранную ответственность. Что касается компенсации, то одно произведение другим не заменишь, но эти вопросы будет решать Минкультуры.
- Что будет со зданием на улице Радио?
- Здание можно восстановить. По первому обследованию мы написали, что поражено 30% площадей. По предварительной оценке, капремонт займет 1,5-2 года, если будет финансирование. Мы любим это здание, и хотим в него вернуться.
- Говорили, что в центре находилось уникальное оборудование, например, микроскопы стоимостью под миллион рублей. Какая с ними ситуация?
- Утраты есть, но они незначительные. Оборудование практически все сохранилось, а один микроскоп стоит, наверное, и побольше миллиона рублей, но они все целы.
- Впереди много расходов, связанных с возвращением к нормальному рабочему процессу. Как обстоят дела с финансированием?
- Дополнительное финансирование от Минкультуры будет. Нас заверили, что деньги найдут, причем не только на реконструкцию здания, но и на весь комплекс, в том числе на приобретение нового оборудования.
- Вывоз произведений искусства продолжался пять дней, и работа по-прежнему кипит. Как настроение у коллектива?
- Сохраняем боевой дух, но уже устали, конечно, потому что рабочие дни у нас ненормированные. Сотрудники приезжали к девяти утра и уезжали в час ночи, многие сотрудники специально вышли из отпусков, также нам помогало много добровольцев. Кроме того, на месте постоянно были представители Минкультуры, которое предоставило нам машины и упаковку.
- По вашему мнению, этот пожар нанесет серьезный ущерб реставрационной отрасли?
- На отрасли это, несомненно, отразится – мы вышли из строя. Все музеи знали нас и стояли в очереди, чтобы к нам попасть, мы делали много экспертиз. А теперь мы откинулись назад потому, что нам предстоит реставрировать то, что пострадало.