В новом выпуске программы «Дым Отечества» Кирилл Рогов, политический обозреватель, сотрудник Института экономики переходного периода и член Совета Федерации Геннадий Бурбулис обсуждают с ведущими тему «Тайные пружины власти», взяв за основу времена правления царевны Софьи.
К.РОГОВ: Хочу перейти непосредственно к тайным пружинам и к чему они приводят. Началось все с того, что когда царь Федор Алексеевич умер, то в 1682 году трон занял не старший сын Иван, а Петр, который был младше. А занял он трон потому, что патриарх Иоаким, глава консервативной партии, очень не хотел возвышения Милославских, которые были связаны с царем Иваном. И считал, что Нарышкины - более консервативная линия, что Петр и Нарышкины будут у него под контролем, и таким образом он свою консервативную политику направит на усиление южнорусского и польского влияния.
В.РЫЖКОВ: Западного влияния.
К.РОГОВ: Да. Своими руками он посадил на трон человека, который через 17 лет фактически уничтожит патриаршество в России. Мало того, что он как бы создал династический кризис, потому что потом было восстание стрельцов, стрельцы требовали, чтобы Иван тоже был царем, а регентшей стала Софья. Но я хотел бы обратить внимание, что эти манипулятивные стратегии кажутся на коротком отрезке очень эффективными, в то время как на длинных отрезках они могут приводить к совершенно непредсказуемым последствиям, далеко уходящим за пределы мыслей и целей тех, кто пользуется этими стратегиями.
В.РЫЖКОВ: Здесь у меня сразу возникла параллель со временем Андропова, который, как известно, очень протежировал Горбачева - могущественный глава КГБ вел Горбачева по жизни. Думал ли тогда Юрий Владимирович, кого он вел? Хотя есть такая конспиралогическая версия, что он заранее готовил реформатора. Но произошло то, что описывает Рогов, когда Михаил Сергеевич, правоверный член Политбюро, потом стал выдающимся великим русским реформатором.
В.ДЫМАРСКИЙ: По тем временами Андропов казался реформатором, между прочим.
Г.БУРБУЛИС: Хочу оттолкнуться от такой фундаментальной проблемы человечества: у нас называется сегодняшний сюжет «тайные пружины власти», а даже добросовестно, со знанием дела в них разобраться невозможно, если не допустить какое-то общее понимание власти. То есть, ее мистицизм как изначальную сущность, ее иррациональную трансцендентную природу. Власть как жизненная необходимость и как бесконечная, многофакторное таинство. Поскольку это по определению творчество, и в чьих бы руках ни оказывался доминирующий инструмент власти, злодеев или добродеев - это всегда существенное, фундаментальное воздействие на общество, страну, историю, время. Поэтому всякая власть таинственная, всякая власть привлекательна.
В.ДЫМАРСКИЙ: Сакральна.
Г.БУРБУЛИС: Все наши попытки ее разглядеть с точки зрения логики правовой предопределенности, моральной и нравственной, всегда будут спотыкаться об эту глубинную природу власти как таковой. Мне очень нравиться поворот - поскольку никогда не поймем, что с нами сегодня происходит и куда, в принципе, устремляется современная Россия, если не научимся внимательно, бережно, иногда даже трепетно осознавать истоки наши. И такая перекличка от Андропова до патриархов, до царевны Софьи, помогает сегодня всем неравнодушным гражданам задуматься, что сегодня можно и нужно делать каждому нормальному человеку, чтобы выйти из этой моральной грусти, из этой духовной и душевной опустошенности. Мне кажется, что чем больше мы будем задумываться над историей, тем больше желания и оптимизма реально, практически воздействовать на современность будет возникать.
Полный текст и аудиоверсия передачи находятся на сайте радио «Эхо Москвы» >>