Рейтинг@Mail.ru
Лошак: успех "Московских новостей" стал успехом всей перестройки - РИА Новости, 16.07.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Лошак: успех "Московских новостей" стал успехом всей перестройки

© РИА Новости / Руслан КривобокВиктор Лошак на церемонии вручения премии "Медиа-Менеджер России-2010". Архив
Виктор Лошак на церемонии вручения премии Медиа-Менеджер России-2010. Архив
Читать ria.ru в
Дзен

В июле 2010 года газета "Московские новости" отмечает 30-летие со дня основания. Виктор Лошак, который являлся главным редактором издания в 1995-2003 гг., рассказал в беседе с РИА Новости о том, какой была газета в период ее становления:

 

- Какой была газета «Московские новости» в период ее становления?

 

- Я уверен, что у живой, волнующей газеты «период становления» никогда не прекращается. Если же Вы имеете в виду шесть золотых лет «Московских новостей» - с 1986-го по 1991-й, то это была своеобразная революция под крышей одного отдельно взятого издания. На месте пропагандистской листовки, внутри которой были странно замешаны журналисты, провалившиеся шпионы и какие-то девочки по блату, возникло издание, совершившее переворот в умах людей, буквально разорвавшее каноны и правила, по которым жила советская журналистика.

 

Я пришел в «МН» с первой известинской командой Егора Яковлева и видел как неуклонно, пусть небольшими шажками, совершалась эта революция. Чтобы объединить журналистов, дать им понимание задач, Егор Владимирович разработал некую концепцию еженедельника. Такие ее позиции, как «газета без запретных тем», «газета, как мост между Востоком и Западом» выглядели жанром фантастики. Интересно, что при полном редакторском тоталитаризме Яковлева, линия газеты, ее смысловые и политические узлы создавались в высшей степени коллегиально. Вокруг газеты и ее главного магнита – Яковлева все время находился круг блестящих людей: Лен Карпинский(в будущем он сменит Егора), Александр Гельман, Тимур Гайдар, Алексей Аджубей, Юрий Черниченко, Андрей Грачев, Людмила Сараскина…

 

Тираж «МН» был искусственно ограничен и в связи со свободной подпиской на них за рубежом, читателям в СССР оставались крохи. Когда у Яковлева спрашивали, кто читатель его газеты? Он с полным правом отвечал: те, кто у киосков в 7 утра. Позже купить газету было невозможно. Конечно, интерес к «МН» в мире удачно совпадал с огромным вниманием к перестройке, Горбачеву, тому, как менялся советский человек. Еженедельник стал выходить в Париже, Гамбурге, Хельсинки…Но когда интерес к стране упал, и наступили очень непростые экономически времена, удалось все-таки сохранить издание на английском.

 

- Что Вам запомнилось из истории «МН» больше всего?

 

- Может быть путч 1991-го… Странно, что в последние годы этому последнему приступу агонии уходящей советской элиты придали героическое звучание. Но поначалу все было действительно неясно. В одном мы с Егором, а я тогда был его первым замом, были уверены: нам-то терять точно нечего, уж если с кем-то будут сводить счеты, то с «Московскими новостями» в первую очередь. И вот после запрещения выхода газет, мы наладили выпуск листовок и наши же сотрудники раздавали их в подземных переходах. Потом Яковлев собрал у себя в кабинете главных редакторов закрытых изданий. Кажется, Виталий Третьяков придумал название «Общая газета».И все вместе стали делать действительно общую газету сопротивления. Печаталась она в Талине. Слава Богу, больше трех номеров не понадобилось – ГКЧП лопнул.

 

Но еще раньше мы неожиданно для себя обнаружили еще один канал информации: наши молодые грузчики, связисты и какой-то другой техперсонал оказались объединены в рок-группу и на складе хранились все их усилители. Мы выставили их в окно здания на Пушкинской площади и почти всю неделю вели радиовещание. Профессия диктора здорово подошла нашему обозревателю, тогда еще не ставшему известным писателем, Саше Кабакову. Может это и был первый, еще советский пример мультимедиа?

 

- Какой вклад, на Ваш взгляд, внесло издание в развитие российской журналистики?

 

- Может быть главный в том, что «МН» первыми отвергли журналистику советскую – лживую, лицемерно наставительную, по определению обслуживающую власть. С властью можно и иногда нужно не соглашаться. Совет учредителей «МН» выступил против Горбачева, когда в Вильнюсе произошло побоище у телебашни. Газета первой подняла голос против чеченской войны, а я тогда снял свою подпись с Договора об общественном согласии.

 

«Московские новости» оказались шинелью, из которой вышла целая плеяда замечательных журналистов, во многом определивших развитие профессии. В разные годы у нас работали Андрей Колесников, Наташа Геворкян, Володя Гуревич, Людмила Телень, Виталий Третьков, Александр Минкин, Саша Кабаков, Женя Альбац… Конечно, судьба довольно зло пошутила над газетой. Но это уже другой разговор.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала