Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Канцлер Германии Ангела Меркель 14 июля прибыла в Екатеринбург для встречи с российским президентом Дмитрием Медведевым. Межгосударственные российско-германские консультации - вещь совсем не редкая, но они не часто бывают такими масштабными и такими одинаково важными для обеих сторон. Встреча 14-15 июля - это даже не консультации как таковые. Это нечто вроде совместного заседания кабинетов с участием почти всех руководителей крупнейших российских и германских промышленных, банковских, торговых и сырьевых компаний (почти по 100 человек в каждой делегации).
И, редко такое случается, внутриполитические проблемы у Меркель дома сейчас подталкивают ее к новой экономической дружбе с Москвой - на уровне экспорта, импорта, сырьевого и энергетического обеспечения, инвестиций, инноваций и модернизаций. С нашими программами в трех последних областях интересы Берлина и Москвы сейчас сходятся, словно парад планет. Так что екатеринбургские встречи превращаются в подобие консультаций по экономической взаимопомощи: кто и что кому может дать, чтобы получить побольше для собственной экономики. И выиграть в политике.
Для фрау канцлерин последнее особенно актуально. Дела у нее дома идут совсем неважно. Немцы, недовольные мерами жесткой бюджетной экономии на волне кризиса в зоне евро, которые бьют по кошелькам и социальным льготам, уже не называют Ангелу mutti, или «мамочка». По последним опросам, популярность правящей правоцентристской коалиции Меркель ХДС/ХСС упала до 35%. Такого еще не было. А рейтинг социал-демократов и «зеленых», напротив, поднялся до 45%. В ХДС/ХСС против Меркель уже зреет тихий бунт. Даже чемпионат мира по футболу ничем не помог, хотя окружение Меркель и надеялось, что сборная Германии победит и, так уже бывало, за победой спишется множество грешков правительства. Не получилось. И не списалось. Приходится предпринимать кое-что посерьезнее.
С города, который в Европе считают воротами в Сибирь, Меркель начинает «большой поход на восток», дабы открыть, вернее, расширить, немецкому экспорту окно в Россию и Азию и «заправить» германский экономический локомотив дополнительными заказами. И обеспечить Германии гарантированный доступ к адекватно стоящему энергетическому сырью. После Екатеринбурга Ангела поэтому поедет в Китай и Казахстан.
Накануне визита в ближайшем окружении Меркель даже не скрывали, что поездка, во-первых, позволит ей отвлечься от тяжелых политических проблем дома (кому же не нравится пышный прием), а, во-вторых, должна вмонтировать Германию в программы модернизации экономик, которые активно разворачивают и Россия, и Китай, и Казахстан. «Капитаны» немецкой экономики, если верить германским источникам, настойчиво уговаривали Меркель помочь России сделать полную «перетяжку» экономики и всей российской инфраструктуры с тем, чтобы она была адекватна германскому уровню промышленного оборудования и качества товаров и могла покупать их больше, и, главное, с большей пользой. Иными словами, немцы хотят, чтобы мы провели модернизацию экономических и промышленных структур, дабы они «подросли» до такого уровня, что действительно нуждались бы в увеличении закупок немецкого высокопроизводительного оборудования и агрегатов. Не без эгоизма, конечно, но куда же от этого денешься в бизнесе.
Вместе с канцлером в Екатеринбург прибыли, среди прочих, главы автомобилестроительного Volkswagen, промышленного конгломерата Siemens, авиастроительного Airbus, химического гиганта BASF, торгового концерна Metro и главного экспортно-импортного банка Германии Commerzbank.
В Екатеринбурге будут подписаны более 10 документов, включая и вхождение концерна «Сименс» в проект «Сколково» и соглашение о подготовке российских управленческих кадров в германских институтах.
Практически же Екатеринбург, похоже, войдет в историю как самый «железнодорожный саммит» Москва-Берлин. Мы с немцами «дружим на рельсах» уже очень давно (начали еще до Второй мировой). Теперь Siemens и РЖД еще крепче закрепят эту дружбу контрактом на поставки в Россию 240 современных электропоездов на сумму в 2,2 млрд евро. «Сапсаны», ходящие между Москвой и Санкт-Петербургом, это тоже поезда «Сименса». С 2011 года Россия начнет получать еще и электрички типа Desiro, которых в Россию выпустят под названием «Ласточка». Они будут обслуживать экспресс-линии со всеми аэропортами Москвы и других крупных российских городов и станут основным средством железнодорожного транспорта на предстоящей зимней олимпиаде в Сочи в 2014-м. Вместе с немецкой группой «Синара» «Сименс» поставит России более 200 грузовых электровозов.
Немцы настаивают, чтобы Россия в свою очередь форсировала строительство газопровода «Северный поток», и на этот счет, как говорят, у Меркель был отдельный разговор с Дмитрием Медведевым. Германия зависит от России почти по всем статьям энергетического импорта и импорта большого перечня других сырьевых ресурсов. За первую половину этого года немецкий импорт из России вырос на 13% по сравнению с тем же периодом 2009-го года. России же пришлось сократить свой импорт из Германии на 7%. Берлин надеется, что модернизация экономики и многочисленные инновационные проекты вызовут рост немецкого технологического и товарного экспорта в Россию. Это поможет скорректировать всю ее экономическую структуру, что позволит увеличить производство, поднять спрос и, опять же, расширить германский экспорт в Россию.
В целом же мы не так плохо сотрудничаем в экономике и торговле. По немецким данным, германский экспорт в Россию с 2000-го по 2009-й годы вырос на 200%. Правда, из-за кризиса в прошлом году объем торговли между двумя странами сократился почти на 40% (39,9 млрд долларов). Но с началом этого уже начался подъем, и только за январь-апрель товарооборот вырос в 1,5 раза и составил 15,2 миллиарда долларов.
Политическая повестка дня на фоне экономической выглядит гораздо скромнее. Впрочем, это потому, что особых разногласий в подходе к самым большим проблемам гео- и региональной политики между Москвой и Берлином нет. Немцы, в принципе, поддерживают и наше стремление получить безвизовый доступ к ЕС, но это зависит не только от них одних, а от всего Евросоюза. Пока есть основания полагать, что первыми на безвизовый доступ могут рассчитывать жители российского Калининграда. Во всяком случае, за это выступают и Берлин, и Варшава.
В Екатеринбурге Меркель и Медведев примут участие в юбилейном «Петербургском диалоге» (встреча представителей культуры, науки, политических деятелей двух стран, которая проводится с 2000 года и началась в городе на Неве) и пообщаются с участниками германо-российского бизнес-форума.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции