Ленинградка встала. Ха! А разве она когда-нибудь двигалась? Нет, конечно, лет десять назад по ней еще можно было ехать, но сегодняшние сообщения про то, что в пробке машины/люди стоят, дескать, полтора часа выглядят просто смешными.
Полтора часа - это для Москвы и Подмосковья давно не пробка, это стремительное движение к цели. Пробка это три, четыре, пять часов. Это не только свой, пропущенный в «Шереметьево» рейс, но и два последующих. Это дачный и рабочий потоки с озверевшими людьми, потому что ни один человек не может долго сохранять человеческое достоинство в таком издевательстве. Это грузовики и междугородные автобусы со столь замечательными экологическими стандартами, что можно сдохнуть, находясь рядом с ними. Но кого это волнует - мы встали с колен и движемся в светлое инновационное будущее. А то, что в нем никто не сможет никуда проехать, - так это разве печаль.
…Несколько лет назад автобус с иностранными гостями ехал по маршруту Москва - Петербург. Многие были в России впервые, они с любопытством смотрели по сторонам, на деревянные домики с огородиками, на серые заборы и березовые рощи, медленно проплывавшие за окном, и говорили: «Как красиво, а почему мы едем проселочной дорогой?» Бедняги, они не знали, что дорога в полторы полосы, по которой волочилась вереница легковых автомобилей и грузовиков, автобусов и траков, с постоянным реверсом, который убивал и без того низкую скорость потока, - это есть федеральная трасса Москва - Петербург. И не просто трасса, это фактически международное шоссе, идущее на Европу. С тех пор немного изменилось…
Россия, похоже, единственная страна, которая за десять лет почти непрерывного экономического роста обзавелась единственной более или менее нормальной дорогой - Москва - Внуково-2 и немножко за Внуково. Ни средств, ни желания, ни административной гордости не хватило даже на европейское направление на Петербург, не говоря уже о трассах на Ростов и Мурманск, на Владимир и Рязань.
Москва, видимо, единственная столица, где внутри города проходят дороги в 6-8 полос, зато за окружной они стремительно сходятся в одну, в лучшем случае, в две полосы. Обычно все наоборот - неширокие, но многочисленные улицы города «перетекают» в пригородные шоссе и затем в широкие межрегиональные трассы, с разделительными и боковыми щитами, без светофоров и вдали от населенных пунктов. Не так в Московском регионе. И если бы только в нем.
Сама дискуссия вокруг Ленинградки выглядит весьма экстравагантно: необходимо посмотреть, насколько качественно работает ГАИ, необходимо посмотреть, как там с исполнением антимонопольного законодательства.
Любой европеец и особенно североамериканец, почитав-посмотрев все это, сказал бы только одно: друзья, причем тут ГАИ, вам дороги надо строить! Новые, современные, широкие. Это между городами. Полностью перекраивать организацию движения внутри городов. Пробивать новые улицы и переулки сквозь обнесенные бетонными заборами или обвязанные веревочками территории. А вместе с ними – по всей стране строить развязки, мосты, подъезды и парковки. Тогда троллейбусы не будут стоять на Садовом кольце шесть часов в ожидании, когда водитель уберет свою машину (которого тоже можно понять, потому что машины в столице элементарно некуда девать).
Плотность автодорог на тысячу жителей в России - 5,3 километра, во Франции - 15, в США - 22. Збигнев Бжезинский в одной из статей пишет: «За последнее десятилетие Китай построил более 30 тысяч миль (48 тысяч км) современных многорядных хайвеев, в то время как Россия только сейчас перестраивает двухрядную трассу Москва - Петербург».
Даже Третье кольцо, которое, несомненно, облегчило жизнь москвичам, построено так, как в развитых странах никто не строит - без разгонных полос, с боковыми дорогами, упирающимися в какой-нибудь лужнецкий рынок с машинами, запаркованными в пять рядов, отчего повсюду возникает очередная «Ленинградка».
А там, где получается ехать больше 60 км/час, возникают непременные сотрудники ГАИ. Они даже посередь эстакады стоят, бдят. Чтобы их именно туда, где они реально нужны! Но нет, они изображают бдительность только там, где машины едут, а следовательно, - их можно и остановить. Отсюда и эвакуаторы по воскресеньям - в будни же они не могут нигде проехать.
Во всех развитых странах мира знаки парковки и «остановка запрещена» не действуют именно по воскресеньям. Не так в столице, лучшем городе мира, глава которого «голосует за будущее», как сообщалось с плакатов в предвыборную кампанию. Странное у него представление о будущем…
Впрочем, о каком будущем можно говорить, если от московских пробок и от московского воздуха скоро все просто сдохнут. Серые лица, скукожившиеся легкие, нулевой иммунитет. Но кого это волнует. Европа вводит на топливо и автомобили стандарты Евро-5. Россия перенесла введение стандарта Евро-3. О Евро-5 вообще разговоры не идут. Сегодня более 90 % автомобилей в России рассчитаны на стандарт Евро-2 и Евро-3. Десятая доля процента - на Евро-4. Цифры, достойные державы, стремящейся стать геополитическим и инновационным лидером…
В кризис поступило предложение для правительства перенести сроки перехода на евростандарты. Объяснение было таким, что это дорого, компаниям потребуются дополнительные инвестиции, а тут кризис. Ну, и перенесли. А здоровье всех волнует только на словах. Традиционный российской подход - строим Сочи, а тем временем никакого внимания качеству обычной повседневной жизни.
Так во всем: строительство дорог, парковок и трасс - достаточно очевидная сфера, в которой понятно, что делать, как, кому и сколько это будет стоить при нормальном ведении дел. Есть мировые цифры и строительные нормы, финансовые схемы и «взяткоемкие» участки этих схем, есть специфика стройматериалов по странам, где идет снег и где только пальмы растут. Никаких абстракций в виде «улучшить», «обеспечить», «поддержать», «голосовать за будущее». Нужно только брать и методично делать. Как делают, например, в Лондоне.
Там возводили громадный торговый комплекс. Так вот несколько лет они только проектировали и строили подъездные пути и развязки. И лишь когда все это было готово, за несколько месяцев возвели сами здания. В Вашингтоне месяцами копают котлованы, подводят коммуникации и строят паркинги. И только после всего этого возводят офис. В Тель-Авиве много лет существует норма, по которой жилой дом может возводиться только вместе с парковкой, внизу или поодаль.
Ничего даже похожего нет в Москве. Но самое печальное, что нет и никаких признаков того, что кто-то об этом всерьез думает и постепенно намеревается внедрить. Жители брошены в светлое будущее, и никому нет дела до их настоящего.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции