Владимир Новосадюк, глава представительства РИА Новости в Кишиневе.
По «политическому беспределу» в Молдавии нанесен первый ощутимый удар. Конституционный суд (КС) страны, рассмотрев обращение оппозиционной партии коммунистов, признал неконституционным указ врио президента Михая Гимпу об объявлении «дня советской оккупации».
Пресловутый указ, наделавший столько шума не только в Молдавии и России, но и во всем международном сообществе, со дня принятия соответствующего решения Конституционным судом -12 июля - перестает действовать.
Казалось бы, вопрос решен, проблема снята с повестки дня. Не будут теперь по всей стране 28 июня проходить траурные мероприятия и приспускаться флаги, а на центральной площади Кишинева, вероятнее всего, не установят памятник жертвам советской оккупации. Да и требование к России незамедлительно вывести свои войска из Молдавии повисает в воздухе.
Но если проанализировать то, что происходило в этот понедельник в зале заседаний КС, то напрашивается вывод: одиозный указ - это лишь верхушка того беспредела, который творят стоящие у власти силы ради своих сиюминутных интересов.
Для понимания глубины подобных процессов характерна фраза председателя КС Дмитрия Пулбере, сказанная им после оглашения решения: «Врио президента Михай Гимпу пытался трактовать исторические мотивы через призму норм юриспруденции». Я бы здесь особо отметил слова «пытался трактовать».
Эксперты обратили внимание и на ряд эскапад Гимпу во время слушаний в КС, на которые судьи не отреагировали. Хотя, может быть, и правильно сделали, чтобы не отвлекаться от главной темы.
А суть эскапад врио президента заключалась в следующем. В частности, отвечая на вопрос представителя партии коммунистов, чью же территорию в 1940 году оккупировали советские войска, Гимпу ответил - Румынии. Тем самым врио президента признал, что Молдавия не существовала как суверенное и независимое государство, а 28 июня гражданам этого региона, следуя логике Гимпу, нужно отмечать как памятную дату - «день оккупации Румынии»? Следовательно… глава государства сам заявил, что не считает Молдову суверенной и независимой, а только частью Румынии.
Ну, а на такие неточности, как заявление Гимпу в суде, что он является гарантом государства (которое, кстати, он юридически не признает, исходя из вышесказанного) так как принимал присягу в качестве его главы, наверное, вообще не стоит обращать внимания - потому что никакой присяги временно исполняющий обязанности президента не принимал.
Можно привести и другие несуразности, звучавшие в понедельник в КС со стороны тех, кто пытался доказать суду юридическую безукоризненность указа «о дне советской оккупации», но вернемся к вышеприведенной фразе «пытался трактовать».
Сегодня в Молдавии по принципу «пытался трактовать» действует большинство лидеров политических формирований, рвущихся к власти и готовящихся к избирательной кампании.
Тот же Гимпу, облетая на вертолете затопленные наводнением молдавские села, «пытается трактовать» случившееся следующим образом: в 2008 году, находясь у власти, коммунисты якобы не позаботились об укреплении плотин и дамб.
Об этом же самом говорит премьер-министр Владимир Филат, посещая места бедствия вместе со своими однопартийцами (Либерально-демократическая партия).
Во всех бедах кишиневцев, начиная с повышения тарифов на коммунальные услуги и кончая дикой вонью от очистных сооружений, окутавшей Кишинев, мэр столицы Молдавии, племянник Гимпу и его заместитель по Либеральной партии Дорин Киртоакэ обвиняет все тех же коммунистов - «пытаясь трактовать» эти проблемы через призму отсутствия желания их решать у все тех же коммунистов.
Да и многие другие политики рангом пониже заняли в Молдавии очень удобную нишу - обвиняя предшественников, ничего не говорить о том, что же они все-таки сегодня делают сами.
Все обещания - исключительно на будущее, по принципу Хаджи Насреддина. Вспомним классическое: или господин умрет, или осел сдохнет, или все забудут. Это, оказывается, так современно… Изо дня в день и так, наверное, до выборов осенью президента, а может, и нового парламента, эти обещания будут звучать и звучать. А там… по Насреддину.
Но поговорим о конкретном и насущном: никто в Молдове не знает, будут ли парламентские выборы или господин Гимпу попытается эту проблему «трактовать по-своему». Хотя, казалось бы, такой уж для Либерально-демократической коалиции авторитет, как генеральный секретарь Совета Европы Турбьорн Ягланд, раскритиковав указ Гимпу «о дне советской оккупации», заявил, что «сейчас важно провести референдум, избрать новый парламент, чтобы он смог начать работу, а не привносить другие вопросы, которые раскалывают общество». Но…
Политическая клоунада в Молдавии продолжается.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции