Рейтинг@Mail.ru
Аркадий Адамов и его дело - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Аркадий Адамов и его дело

Читать ria.ru в
Дзен
Отмечаемое сегодня 90-летие Аркадия Адамова - заметная дата в истории российского детектива. Начинал он как традиционный советский писатель, но раньше многих коллег по литературному цеху почувствовал тайную тоску по конфликту.

Анатолий Королев, писатель, член русского Пен-клуба, для РИА Новости.

Отмечаемое сегодня 90-летие Аркадия Адамова - заметная дата в истории российского детектива. Начинал он как традиционный советский писатель, но раньше многих коллег по литературному цеху почувствовал тайную тоску по конфликту.

С конфликтом у советской литературы всегда были проблемы. Где отыскать элементарный сюжет борьбы зла и добра? Где найти хотя бы горстку плохих людей в стране героев?

Писатели сталинской эры по-разному искали выход из тупика. Алексей Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» нашел негодяев в Европе, где коварный гений в союзе с капиталистом Роллингом пытается стать властелином мира. Александр Беляев в романе «Человек-амфибия» пустился за конфликтом еще дальше, в знойную Аргентину, где профессор Сальватор проводит опыты над юношей Ихтиандром, которому пересадил жабры акулы. Михаил Булгаков нашел конфликт дома и написал на эту же тему гениальную насмешку над вивисекцией социализма «Собачье сердце», но заплатил за дерзость тем, что при жизни автора текст так и не увидел света.

Партийная установка писать положительными примерами привела к тому, что литература лишилась жизни.

Судя по всему, эта ситуация не устраивала Адамова. Его ранняя повесть «Василий Пятов» была из числа повествований о хорошем парне с партийным билетом. Но затем Адамов решился отыскать конфликт в своей собственной стране, причем в самой Москве, внутри рядовой человеческой жизни. Вот почему он однажды - в начале 1950-х - пришел в московский МУР и объявил, что хотел бы написать книгу о работе уголовного розыска… Что ж, писателю не отказали, хотя никто его книг не читал, да и имени Адамова прежде не слышал.
Так наш герой сделал первый шаг к будущей славе.

Оперативки, засады, обыски, ночные дежурства, облавы и прочие прелести тяжелой и опасной работы милиции писатель пережил лично. И написал свой первый и самый знаменитый уголовный роман «Дело «Пестрых»…

В завязке романа по тогдашним меркам стоял сущий пустяк.

У некого Никанора Ивановича из квартиры украли вещи, в том числе иностранную шубу, и в ночь грабежа убили дочь, молодую девушку.
За рутинное дело берется новичок, демобилизованный офицер, молодой следователь Сергей Коршунов, это его первое дело, которое он яро, с ошибками, обучаясь искусству розыска на ходу, проваливает. Но зато следующее сложное опасное дело, дело «Пестрых» доводит до победного конца.

Отчасти в образе молодого офицера прослеживается судьба самого Аркадия Адамова, который ушел добровольцем на фронт в 1944 году с четвертого курса авиационного института, а после армии стал студентом-заочником исторического факультета МГУ.
Роман был написан быстро и страстно.

Но в издательстве рукопись Адамову завернули, объяснив автору, что кража не может быть основой для настоящей книги, да и герой «обыватель, которого обокрали» не интересен и, следовательно, сюжет не стоит и выеденного яйца.

Между тем Адамов предвидел такой оборот дела и оснастил свой роман сложной системой оправданий для сюжета «всего лишь о краже».
Его герой - вчерашний фронтовик, орденоносец, славный честный горячий парень. Сергей не торопится снять боевую форму и все еще носит гимнастерку с тремя орденами и шинель - пусть и без погон. Ему нравятся девушки, у которых в комнате висит на стене политическая карта мира и портрет Ленина. Он белокур и красив. Он не курит, он влюблен в правильную девушку Лену, вокруг которой вьется вьюном некий жук Арнольд. У Арнольда - остро подмечает перо писателя и глаз героя - пестрый галстук и ухоженные ногти! А когда Лена, узнав о том, что в райкоме партии Сергей получил назначение в милицию, плохо отозвалась об этой «грязной» работе, молодой герой просто хлопает дверью.
Меньше всего я иронизирую над книгой и ее фигурами.

Эта была самая знаменитая книжка в мои школьные годы.

Вот она залита светом памяти: зачитанная до дыр, с растащенными страницами, с ручными склейками, и даже ожогом от утюга на обложке. Читая, я легко узнавал собственный двор в Перми, на Урале: рецидивисты, фронтовики, инвалиды, шпана, барыги…

При всех жестах литературной лояльности, которые писатель исполнил с неукоснительной серьезностью, Адамов написал истинно живую, правдивую и остросюжетную книгу, которая тащит читателя, как тащит пойманную рыбу хороший крючок и прочная леска на спиннинге опытного рыбака. А опубликовал рукопись журнал «Юность», который рискнул поддержать первый советский детектив и не прогадал.
Публикация 1956 года и книга (в издательстве «Молодая гвардия») имели оглушительный успех; Адамов стал знаменит.
За книгой грянул знаменитый фильм «Дело «Пестрых».

Именно кино проявило истинную природу написанного Адамовым: это был боевик. От истории с кражей пальто и убийством девушки ниточка розыска протянулась к столичной шайке воров, во главе с неуловимым «Папашей» и, наконец, настоящему иностранному шпиону, который, как черный алмаз, украсил рядовое уголовное дело столичного МУРа.

Актеры сразу почуяли живую кровь невыдуманного сюжета.

В фильме снялись самые яркие звезды тогдашнего советского кино: Всеволод Сафонов (Сергей), Владимир Кенигсон, Алексей Грибов, Евгений Матвеев, Наталья Фатеева, Олег Табаков (в роли десятиклассника Игоря), Иван Переверзев и, наконец, Михаил Пуговкин в роли вора-рецидивиста Софрона Ложкина.

В 1958 году лента стала лидером советского проката, ее посмотрело 33 миллиона человек!

Следующая книга Адамова, «Черная моль», подтвердила репутацию писателя, и отныне детектив стал привычным делом его писательской жизни.

Аркадий Адамов сформировал золотой шаблон массовой литературы и массовых зрелищ, где обязательно должен быть ошибающийся герой, молодой человек с чувством невольной вины, при этом обязательно влюбленный в девушку, которая ненадолго увлеклась каким-нибудь несимпатичным типом; где любовь двух сердец должна быть увязана с отчаянной схваткой против жестокого подпольного мира, где есть все: золото, власть, тайны, деньги, кровь, предательства, преступления, но нет только чистой прекрасной любви.

Под это сечение, между прочим, попадают и знаменитый роман «Мастер и Маргарита» и легендарный боевик «Место встречи изменить нельзя».

На закате жизни Аркадий Адамов признался в любви к острым сюжетам, написав документальные записки под красноречивым названием «Мой любимый жанр - детектив».

Миллионы поклонников детективного жанра согласны с писателем.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала