Анатолий Королев, писатель, член русского Пен-клуба, для РИА Новости.
Отмечаемое сегодня 90-летие Аркадия Адамова - заметная дата в истории российского детектива. Начинал он как традиционный советский писатель, но раньше многих коллег по литературному цеху почувствовал тайную тоску по конфликту.
С конфликтом у советской литературы всегда были проблемы. Где отыскать элементарный сюжет борьбы зла и добра? Где найти хотя бы горстку плохих людей в стране героев?
Писатели сталинской эры по-разному искали выход из тупика. Алексей Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» нашел негодяев в Европе, где коварный гений в союзе с капиталистом Роллингом пытается стать властелином мира. Александр Беляев в романе «Человек-амфибия» пустился за конфликтом еще дальше, в знойную Аргентину, где профессор Сальватор проводит опыты над юношей Ихтиандром, которому пересадил жабры акулы. Михаил Булгаков нашел конфликт дома и написал на эту же тему гениальную насмешку над вивисекцией социализма «Собачье сердце», но заплатил за дерзость тем, что при жизни автора текст так и не увидел света.
Партийная установка писать положительными примерами привела к тому, что литература лишилась жизни.
Судя по всему, эта ситуация не устраивала Адамова. Его ранняя повесть «Василий Пятов» была из числа повествований о хорошем парне с партийным билетом. Но затем Адамов решился отыскать конфликт в своей собственной стране, причем в самой Москве, внутри рядовой человеческой жизни. Вот почему он однажды - в начале 1950-х - пришел в московский МУР и объявил, что хотел бы написать книгу о работе уголовного розыска… Что ж, писателю не отказали, хотя никто его книг не читал, да и имени Адамова прежде не слышал.
Так наш герой сделал первый шаг к будущей славе.
Оперативки, засады, обыски, ночные дежурства, облавы и прочие прелести тяжелой и опасной работы милиции писатель пережил лично. И написал свой первый и самый знаменитый уголовный роман «Дело «Пестрых»…
В завязке романа по тогдашним меркам стоял сущий пустяк.
У некого Никанора Ивановича из квартиры украли вещи, в том числе иностранную шубу, и в ночь грабежа убили дочь, молодую девушку.
За рутинное дело берется новичок, демобилизованный офицер, молодой следователь Сергей Коршунов, это его первое дело, которое он яро, с ошибками, обучаясь искусству розыска на ходу, проваливает. Но зато следующее сложное опасное дело, дело «Пестрых» доводит до победного конца.
Отчасти в образе молодого офицера прослеживается судьба самого Аркадия Адамова, который ушел добровольцем на фронт в 1944 году с четвертого курса авиационного института, а после армии стал студентом-заочником исторического факультета МГУ.
Роман был написан быстро и страстно.
Но в издательстве рукопись Адамову завернули, объяснив автору, что кража не может быть основой для настоящей книги, да и герой «обыватель, которого обокрали» не интересен и, следовательно, сюжет не стоит и выеденного яйца.
Между тем Адамов предвидел такой оборот дела и оснастил свой роман сложной системой оправданий для сюжета «всего лишь о краже».
Его герой - вчерашний фронтовик, орденоносец, славный честный горячий парень. Сергей не торопится снять боевую форму и все еще носит гимнастерку с тремя орденами и шинель - пусть и без погон. Ему нравятся девушки, у которых в комнате висит на стене политическая карта мира и портрет Ленина. Он белокур и красив. Он не курит, он влюблен в правильную девушку Лену, вокруг которой вьется вьюном некий жук Арнольд. У Арнольда - остро подмечает перо писателя и глаз героя - пестрый галстук и ухоженные ногти! А когда Лена, узнав о том, что в райкоме партии Сергей получил назначение в милицию, плохо отозвалась об этой «грязной» работе, молодой герой просто хлопает дверью.
Меньше всего я иронизирую над книгой и ее фигурами.
Эта была самая знаменитая книжка в мои школьные годы.
Вот она залита светом памяти: зачитанная до дыр, с растащенными страницами, с ручными склейками, и даже ожогом от утюга на обложке. Читая, я легко узнавал собственный двор в Перми, на Урале: рецидивисты, фронтовики, инвалиды, шпана, барыги…
При всех жестах литературной лояльности, которые писатель исполнил с неукоснительной серьезностью, Адамов написал истинно живую, правдивую и остросюжетную книгу, которая тащит читателя, как тащит пойманную рыбу хороший крючок и прочная леска на спиннинге опытного рыбака. А опубликовал рукопись журнал «Юность», который рискнул поддержать первый советский детектив и не прогадал.
Публикация 1956 года и книга (в издательстве «Молодая гвардия») имели оглушительный успех; Адамов стал знаменит.
За книгой грянул знаменитый фильм «Дело «Пестрых».
Именно кино проявило истинную природу написанного Адамовым: это был боевик. От истории с кражей пальто и убийством девушки ниточка розыска протянулась к столичной шайке воров, во главе с неуловимым «Папашей» и, наконец, настоящему иностранному шпиону, который, как черный алмаз, украсил рядовое уголовное дело столичного МУРа.
Актеры сразу почуяли живую кровь невыдуманного сюжета.
В фильме снялись самые яркие звезды тогдашнего советского кино: Всеволод Сафонов (Сергей), Владимир Кенигсон, Алексей Грибов, Евгений Матвеев, Наталья Фатеева, Олег Табаков (в роли десятиклассника Игоря), Иван Переверзев и, наконец, Михаил Пуговкин в роли вора-рецидивиста Софрона Ложкина.
В 1958 году лента стала лидером советского проката, ее посмотрело 33 миллиона человек!
Следующая книга Адамова, «Черная моль», подтвердила репутацию писателя, и отныне детектив стал привычным делом его писательской жизни.
Аркадий Адамов сформировал золотой шаблон массовой литературы и массовых зрелищ, где обязательно должен быть ошибающийся герой, молодой человек с чувством невольной вины, при этом обязательно влюбленный в девушку, которая ненадолго увлеклась каким-нибудь несимпатичным типом; где любовь двух сердец должна быть увязана с отчаянной схваткой против жестокого подпольного мира, где есть все: золото, власть, тайны, деньги, кровь, предательства, преступления, но нет только чистой прекрасной любви.
Под это сечение, между прочим, попадают и знаменитый роман «Мастер и Маргарита» и легендарный боевик «Место встречи изменить нельзя».
На закате жизни Аркадий Адамов признался в любви к острым сюжетам, написав документальные записки под красноречивым названием «Мой любимый жанр - детектив».
Миллионы поклонников детективного жанра согласны с писателем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции