Цены российских операторов в международном роуминге не завышены, так что расследование Федеральной антимонопольной службы (ФАС), решение которой ожидается в августе-сентябре, не должно привести к каким-то санкциям, считает "Вымпелком". О претензиях ФАС к отечественным сотовым операторам, тонкостях ценообразования на мобильную связь в международном роуминге и дешевых туристических SIM-картах в интервью корреспонденту РИА Новости Александру Бумагину рассказал руководитель департамента роуминга компании "Вымпелком" Евгений Рябов.
- В какой мере обоснованы претензии ФАС по поводу завышенных цен российскими операторами на международный роуминг?
- Завышенность предполагает существование некого стандарта, предписания, относительно которого происходит завышение, но ничего подобного нет.
ФАС согласилась в ходе обсуждения проблемы на круглом столе с операторами с тем, что правильно говорить о высоких, а не о завышенных ценах.
Да, европейцам теперь дешевле разговаривать внутри Евросоюза. Но Россией и странами СНГ не проделан тот долгий путь, который прошли страны ЕС.
- О каком пути вы говорите?
- Когда приводится в пример директива Еврокомиссии 2007 года о снижении цен на роуминг, нередко забывают, что идея эта возникла еще в 2002 году. Пять лет операторы, Европейский парламент, Еврокомиссия и регуляторы вырабатывали процедуры, по которым будет осуществляться регулирование цен на роуминг.
В Европе регулируются не только цены для абонентов, но и роуминговые межоператорские тарифы, которые сохраняют высокую маржинальность конечных тарифов. В Европе сейчас установлена стоимость для одной минуты исходящего звонка в 43 цента, и 26 центов составляет тариф на межоператорском уровне. Входящий звонок вовсе бесплатен на межоператорском уровне и стоит абоненту 19 центов.
- Ваши доходы с роуминга, следовательно, ниже, чем у европейских операторов?
- У нас в процентном отношении прибыль гораздо меньше. Рентабельность наших услуг международного роуминга в 2-2,5 раза меньше, чем общая рентабельность деятельности компании в целом.
- Стоит ли считать Европу "островком благополучия" для абонентов, уезжающих в роуминг?
- Проблема высоких цен есть и в ЕС. Нужно просто смотреть не только на тарифы внутри самого ЕС, но и на тарифы, которые европейские операторы выставляют для выезжающих за переделы ЕС. Вот там-то цены вполне сопоставимы с ценами российских операторов. И это мы тоже попытались донести до ФАС.
- Надо ли понимать, что расследование ФАС никакими санкциями со стороны ведомства для вас не обернется?
- С точки зрения бизнес-логики, природы самого роуминга как процесса, мы не считаем, что есть основания для санкций. Если же нас обяжут снизить цены для абонентов, это поставит нас в заведомо невыгодные условия по сравнению с другими операторами.
- Сможет ли ФАС повлиять на ценовую политику европейских операторов?
- На круглом столе в марте мы просили помочь в этом. Теоретически, можно создать при взаимодействии ЕС и России какие-то правила взаиморасчета, одинаковые и для нас, и для европейских операторов.
- Но это будет невыгодно европейцам?
- Наверное, да. Скорее, удастся создать что-то на уровне СНГ. Но надо очень многое сделать на межправительственном уровне, чтобы ситуация была сравнима с рынком ЕС.
- А сама идея снижения роуминговых цен, скажем, в СНГ, вам интересна?
- Мы готовы рассматривать эту идею, если мы говорим об одновременном снижении цен на абонентском и межоператорском уровне. Уровень межоператорских тарифов в странах СНГ для нас часто очень высок.
- Как операторы определяют между собой эти тарифы?
- На межоператорском уровне есть ассоциация GSM, которая является саморегулирующимся органом. Она определяет правила взаимодействия операторов в роуминге, в том числе, и в отношении цен.
По существующим правилам, оператор выставляет свою оферту, которую можно либо принять, либо отказаться и никак с этим оператором по роумингу не сотрудничать. Оператор просто информирует шестьсот GSM-операторов о том, сколько стоят его услуги.
Так заведено: если оператор назвал цену в 5 долларов за минуту или 60 долларов за мегабайт (это реальный пример цен европейского оператора) - значит, так и будет.
- Очевидная альтернатива - как-то договориться, а потому интересно, с операторами какой страны договариваться вам сложнее всего?
- Могу привести пример Туркменистана, где мы имеем минусовую маржинальность. Там довольно высокие цены задает монополист, и нам ничего не остается, кроме того, чтобы эти цены принять.
У нас есть зоновая тарификация, выделять Туркменистан из зоны СНГ неудобно для абонента. Повышать цены для всей зоны - тоже неверно, перестанут пользоваться роумингом.
- С кем договориться проще?
- Проще всего "Вымпелкому" договориться со своими компаниями: "Билайн" есть в СНГ, в Юго-Восточной Азии, и там цены в роуминге со специальной услугой раза в три меньше, чем в СНГ. Другие операторы со схожими возможностями, к примеру, Vodafone или Telefonica, поступают так же.
Кроме того, на одном языке говоришь с тем, кто находится с тобой в одинаковых условиях. Скажем, с Польшей и Финляндией нам проще достичь снижения цен, так как операторы этих стран не позиционируют себя как операторы с большой гостевой выручкой. Количество приезжающих из этих стран в Россию сравнимо с числом наших соотечественников, отправляющихся туда.
- Почему операторы в других странах не хотят снижать межоператорские тарифы?
- Бизнес довольно прозрачен: на самом верхнем уровне все зависит от того, куда больше приезжают: в Россию или из нее. Россия перестала быть интересной страной для туризма: "мода" на Россию проходит, гостиницы у нас дорогие. В основном, сюда едут по делам бизнеса - примерно 75% от общего числа приезжих. Гостевого роуминга у "Вымпелкома" не так много.
В странах, где много российских туристов, операторы порой значительную часть доходов получают именно в виде межоператорских расчетов за роуминг. Там дорогая стоимость связи для приезжих и низкая - для местных абонентов. Так происходит, к примеру, в Тунисе, Таиланде, Черногории и даже некоторых странах с развитой экономикой. Интерес россиян к той же Италии или Франции огромен, чем и пользуются местные операторы.
Кроме того, европейские операторы сейчас даже повышают цены из-за снижения собственных доходов на внутриевропейском рынке.
- Ни для кого не секрет, что самый выгодный способ говорить, находясь в роуминге, - купить местную SIM-карту. Почему российские операторы, понимая это, не снижают свои расценки на роуминг?
- Есть парадокс, связанный со странами, которые у нас ассоциируются с отдыхом и туризмом: Турцией, Таиландом, Египтом, странами Западной Европы. В ценообразовании местных операторов, которые обслуживают и своих абонентов, и туристов, существует некоторый перекос. Они готовы продавать свои SIM-карты по сверхнизкой цене, делая ставку именно на туристов.
Они несут расходы на производство SIM-карт, организацию торговых точек в местах скопления туристов - а это все очень дорого с точки зрения логистики - но не готовы при этом снижать расценки на автоматический роуминг.
Мы говорим им: "Если вы хотите, чтобы наши абоненты много говорили в вашей сети, дайте нормальные межоператорские цены. Мы сделаем низкими цены для абонентов, и нам не нужно будет друг с другом конкурировать. Вам не придется раздавать за бесценок свои SIM-карты. Те же самые абоненты все равно будут в вашей сети и, быть может, сохранив в роуминге свой номер, они даже больше будут разговаривать, так как будет больше входящих звонков".
- А как же удается обеспечивать низкие роуминговые тарифы на туристических или, как они еще называются, "эстонских" SIM-картах?
- Эти туристические карты, как правило, выпускаются операторами, зарегистрированными в странах Прибалтики. Низкие роуминговые цены в Европе обеспечиваются за счет того, что эти страны - члены Евросоюза.
- Но те же "эстонские" карты позволяют недорого говорить и за пределами Европы…
- Хочу подчеркнуть, что мы предоставляем услугу "классического роуминга" в соответствии со всеми стандартами Международной Ассоциации GSM. Все значимые операторы мира используют именно эту технологию. По нашим экспертным оценкам, более 95% роумингового трафика в мире идет именно "классическим" способом.
В случае с упомянутой "эстонской" SIM-картой, речь идет об использовании технологии "обратного вызова в роуминге", которая предполагает подмену исходящего звонка на входящий. Легальность данной технологии остается дискуссионной. Более того, эта технология имеет большой минус с точки зрения абонента - качество связи в роуминге снижается и не всегда позволяет абоненту быть постоянно на связи, поскольку ряд международных игроков не приветствует пользование этой технологии в своей сети.
- В России, однако, и при внутрисетевом роуминге выгодней бывает завести местную карту…
- Нам невыгодно, чтобы абонент покупал пусть даже нашу, но другую SIM -карту. Это означает, что мы тратимся на производство, доставку, комиссию дилеру; купленная на неделю карта не окупится. Поэтому мы ввели платную услугу, дающую бесплатные входящие со всей России и цены на исходящие звонки, приближенные к местным тарифам. Увы, для международного роуминга это сложно реализовать.
- Что влияет на конечную стоимость минуты разговора в международном роуминге, ведь не только местный оператор получает свою долю?
- Основной вклад в цену вносят межоператорские расходы. Эта доля гораздо больше половины, ближе к 70-80% итоговой суммы для абонента. "Вымпелком" оплачивает посреднические услуги различных сетей: трафик от одного абонента до другого иногда идет довольно длинным путем, порою проходя через пять-шесть провайдеров на своем пути. Нам приходится оплачивать услуги клиринговых домов, обеспечивающих взаиморасчеты между компаниями разных стран. Мы платим за сигнальный трафик между гостевой и домашней сетью, благодаря которому проверяется состояние абонентского терминала и абонентского счета, даже если никакого разговора, собственно, нет.
Все эти расходы влияют на конечную цену. С учетом того, что валюта на международном уровне - это доллар или евро, колебания курсов валют также сказываются на цене разговоров. Безусловно, в цену заложена и наша собственная маржинальность.
- Информация о состоянии счета в роуминге часто обновляется с большим запозданием. Здесь что-то меняется?
- В базовой ситуации информация о состоянии счета по правилам ассоциации GSM проходит в течение 36 часов. Операторы стараются его уменьшить. Считается нормальным посылать данные раз в сутки.
Относительно недавно появилась более простая схема взаимодействия - CAMEL-роуминг (Customised Applications for Mobile networks Enhanced Logic) или так называемый онлайн-роуминг, позволяющий абонентам, подключенным по предоплатным тарифам (в России таких, по данным РИА Новости, примерно 95%), видеть свой актуальный баланс в режиме реального времени, как в домашней сети. Онлайн-роуминг возможен только в сетях тех операторов, которые эту возможность поддерживают и с которыми заключено соответствующее межоператорское соглашение.
Мы не видим проблемы с задержкой тарификации в роуминге. В 2009 году через CAMEL-платформу прошло примерно 97% всех транзакций в роуминге у абонентов с предоплатными тарифами. Остальное связано, как правило, с мелкими операторами, не имеющими либо средств, либо мотивации внедрять эту платформу.
Роуминговые операторы многих стран живут за счет российских туристов
© Фото : «Вымпелком»Руководитель департамента роуминга «Вымпелком» Евгений Рябов
© Фото : «Вымпелком»
Читать ria.ru в
Цены российских операторов в международном роуминге не завышены, считает "Вымпелком". О претензиях ФАС к отечественным сотовым операторам, тонкостях ценообразования на мобильную связь в международном роуминге и дешевых туристических SIM-картах в интервью РИА Новости рассказал руководитель департамента роуминга компании "Вымпелком" Евгений Рябов.