Татьяна Аверкина
Потребление наркотиков в России растет угрожающими темпами уже давно. За пять месяцев 2010 года оперативники одного только Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ростовской области (УФСКН РФ по Ростовской области) изъяли 15,5 килограммов героина и 4,4 килограммов опия.
В международной практике борьбы с наркотиками бытует мнение, что перехватывается лишь 10-я часть всех поставок. Исходя из этого, можно предположить, что за пять месяцев в Ростовскую область поступило порядка 200 килограммов опиатов. Если считать, что средний размер разовой дозы наркомана составляет 0,5-0,7 граммов, то это около трехсот тысяч доз.
Источник этих поставок хорошо известен – Афганистан.
Маршруты доставки смертельного груза
Исследования Центра анализа южного наркотрафика (ЦАЮН), входящего в структуру Государственного антинаркотического комитета, показывают, что в настоящее время основная доля экспорта афганских наркотиков осуществляется в трех направлениях – западном, южном и северном. Западный "наркопоток" идет через Турцию в Европу, южный обеспечивает "потребности" стран Южной и Юго-Восточной Азии. В Россию, преодолев Иран и Азербайджан, вливается северный "поток".
"Правительство Ирана сейчас ведет активную антинаркотическую войну. Ежедневно там изымаются сотни килограммов, а иногда и около тонны наркотиков афганского происхождения", - рассказал корреспонденту РИА Новости заместитель начальника ЦАЮН Максим Ермаков.
Несмотря на такие высокие показатели, афганские наркотики все-таки попадают на территорию Азербайджана. Международные преступные группировки выбирают для транзита в Россию именно эту страну по одной простой причине – Иран в одностороннем порядке отменил визовый режим с Азербайджаном.
Маскируют товар с умом, учитывая местную специфику. Так как азербайджанцы занимаются, главным образом, выращиванием и продажей сельскохозяйственной продукции, героин прячут в огурцы, картофель, яблоки и виноград.
Для перевозки наркотиков
торговцы используют овощи и фрукты
Смотрите фото с выставки мест провоза наркотиков "Смертельный урожай" >>
По словам наркополицейских, для доставки этих "овощей и фруктов" в Ростовскую область и соседние регионы до недавнего времени активно использовался грузовой автотранспорт. С конца 2009 года досмотр машин на дорогах усилили, и случаи перевозки наркотиков в фурах стали единичными. Но успокаиваться, конечно, рано.
"Мы прекрасно понимаем, что те преступные группы, которые сейчас вынужденно бездействуют, вернуться к нелегальной деятельности, некоторым образом ее модернизировав, найдя другие маршруты и виды транспорта", - поделился с корреспондентом РИА Новости Ермаков.
"Рабочие лошадки" афганского наркотрафика
Для многих жителей цыганских пригородов Новошахтинска Ростовской области Афганистан – не просто одна из стран на политической карте мира. Он – самый настоящий кормилец. Продажа одного грамма героина приносит наркоторговцам в среднем полторы тысячи рублей, в то время как его закупочная цена составляет около ста рублей.
Пенсионер Василий Лиманский, задержанный наркополицейскими в июне этого года, дважды отбывал наказание за сбыт наркотиков и все равно каждый раз возвращался в наркобизнес. Во время ареста он утверждал, что живет на средства детей и внуков, но в результате санкционированного обыска в его доме было обнаружено 2 килограмма героина.
"Задержанный входил в состав организованной преступной группировки с хорошо отлаженными каналами поставки. Героин доставляли в Россию из Афганистана", - сообщил РИА Новости начальник оперативной службы УФСКН РФ по Ростовской области Сергей Печенджиев.
Наркополицейские стараются не связывать деятельность преступных наркогруппировок юга России с конкретными национальностями. Но статистика – вещь неумолимая. Согласно данным УФСКН РФ по Ростовской области, наибольшая активность в сфере наркобизнеса характерна для цыганских кланов. Вслед за ними, но уже с гораздо более низкими показателями, идут выходцы из Азербайджана.
Наркоторговцы в этнических группировках проходят настоящую школу подготовки и конспирации. Например, цыгане приобщают детей к семейному бизнесу в возрасте 5-7 лет. К 18-ти годам такие "практиканты" становятся опытными распространителями. Вырваться из заколдованного круга им, даже при желании, очень непросто. "Альтернативой для них является полный отказ от семьи и желание приобрести образование, чтобы обеспечить свое будущее. Однако учиться цыганам, выросшим среди малограмотных родственников, крайне сложно", - считает Максим Ермаков.
Наркоман "потяжелел", помолодел и феминизировался
Наркозависимым людям, по большому счету, все равно, у кого покупать наркотики. Когда их нет, они оказываются перед мучительным выбором, что делать – "соскочить" или искать заменители. По совместным наблюдениям врачей и оперативников Ростовской области, после каждого перехвата поставок наблюдается всплеск обращений в медицинские учреждения.
В январе 2010 года на учете в наркодиспансерах региона состояло 11 272 человека. В ЦАЮН считают, что это примерно одна шестая часть от общего числа наркоманов, проживающих в области. По словам главного нарколога Ростовской области Елены Малышко, по сравнению с 90-ми годами, когда регион входил в десятку самых наркозависимых районов России, количество наркоманов постепенно снижается. Но на фоне этого снижения наблюдается целый ряд негативных тенденций.
Врачи констатируют - наркомания молодеет. Основной контингент – люди в возрасте до 29 лет. Причем, среди них все больше девушек – до 18 процентов от общего числа. Почти все наркоманы, стоящие на учете, употребляют наркотики, которые вводят путем инъекций, – героин, опий и дезоморфин.
"Сейчас больной "потяжелел" и на психическом, и на физическом уровнях. Нужен весь спектр препаратов для того, чтобы в кратчайшие сроки, по крайней мере, на физическом уровне поставить его на ноги", - рассказала РИА Новости Малышко.
Причина того, что "больной "потяжелел", кроется в высокой цене афганских опиатов. Закоренелым наркоманам выгоднее приобретать аналогичный по действию, но более дешевый дезоморфин. Эта так называемая экономия выходит им боком – по скорости разрушения человеческого организма дезоморфин намного превосходит все другие наркотические средства.
Вера как путь к исцелению
Большинство наркоманов скептически относятся к существующей в России системе лечения наркозависимости. "И в анонимки ходила, и в больницах дорогостоящих лежала, но везде просто снимают ломку. Когда человек выписывается, как правило, снова срывается", - поделилась с корреспондентом РИА Новости Елена, уже два года не употребляющая наркотики.
По-настоящему девушке помогли только в православном женском реабилитационном центре, который открыли в Кисловодске по инициативе общественной организации "Ростов без наркотиков". Сейчас такой же центр действует и в Ростове-на-Дону при храме Серафима Саровского. Курс реабилитации занимает год и начинается с полного отказа от наркотиков, алкоголя и сигарет. Ломку снимают без лекарств – повиновениями в храме и беседами со священником. В распорядке дня – молитвы, изучение православной литературы и трудотерапия.
"Наши женщины занимаются домашним хозяйством и помогают поварам в столовой для неимущих граждан. Делают все, чтобы вернуться в общество социально адаптированными людьми", - рассказал РИА Новости руководитель женского православного реабилитационного центра при храме Серафима Саровского Станислав Горяинов.
По словам Елены, благодаря православному центру у нее начал формироваться внутренний стержень, которого раньше не было и в помине. Девушка уже вернулась в семью, нашла работу, восстановилась в институте и с содроганием вспоминает о своей прежней жизни.
Кроме двух женских реабилитационных центров, общественная организация "Ростов без наркотиков" курирует 6 мужских – в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Таганроге, Аксае и Сочи. За 3 года в них прошли реабилитацию 274 человека, из которых 100 – успешно.
Лучше предотвратить, чем лечить
И руководители общественных организаций, и врачи, и наркополицейские сходятся во мнении – можно и нужно повышать эффективность работы реабилитационных центров и накродиспансеров, но гораздо важнее другое - не дать молодым попробовать наркотики.
Опыт главного нарколога Ростовской области Елены Малышко показывает, что подростки "не переваривают" словосочетание "здоровый образ жизни". Поэтому при работе с ними лучше делать упор на то, что наркотики – не единственный источник удовольствия в нашем мире. Не меньший "кайф" можно получить от общения с родными и друзьями, интересной работы, занятий спортом и многого другого.
Эксперты ЦАЮН полагают, что есть еще одна эффективная, но весьма непопулярная в народе мера – введение в учебных заведениях обязательного тестирования на содержание наркотиков в крови. У многих подростков страх попасться перевесит желание испытать новые ощущения. Кстати, подобное тестирование не помешает и водителям.
"Зависимость от препаратов синтетического ряда развивается очень быстро, а медосмотры водители проходят раз в пять или раз в десять лет", - констатирует Малышко.
Профилактическая работа, конечно, не отменяет оперативной борьбы с наркоторговлей.
Требует усовершенствования ее законодательная база. Например, по мнению наркополицейских, стоит ужесточить наказание за хранение крупных партий наркотиков, так как по сути это недоказанный сбыт. До сих пор оставляет желать лучшего и система межведомственного взаимодействия – ФСКН, таможни и других служб.
Только слаженными совместными усилиями можно противостоять наркотикам.
© РИА Новости, Инфографика. Денис Крюков | Купить иллюстрацию