Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон с 1 по 5 июля посетила Украину, Польшу, Азербайджан, Армению и Грузию. Если верить ей – без всякого энтузиазма. В Польше Хиллари, вообще, заявила одному из местных телеканалов, что у нее на уме сейчас только предстоящая в конце июля свадьба ее дочери Челси. Правда, ни бракосочетание, ни национальный праздник США, День независимости 4 июля, не удержали Хиллари в Вашингтоне. И турне в Восточную Европу (за исключением Польши), которую российский президент Дмитрий Медведев недавно назвал «зоной привилегированных интересов» России, все же состоялось.
В канун Дня независимости Америка обычно забывает о своих проблемах и опускается в фейерверки, барбекью и пивные утренники, полдники и вечеринки. Вспоминает своих пилигримов, «отцов основателей» и всю историю становления могучей нации, которая, как и у всех других наций, полна мифотворчества и милых подтасовок фактов.
По той вполне понятной причине, что факты ни в коем случае не должны портить обворожительные сказки. На самом деле конгресс провозгласил независимость колоний 2 июля 1776-го, проект декларации был готов еще 28 июня, а официально принят 2 августа. Два его главных подписанта и автора, президенты Томас Джефферсон и Джон Адамс скончались в один день 4 июля 1826 года и конгресс в 1870-м решил сделать эту дату главным праздником страны. Ехать в такой день в зарубежную поездку, значит показать принимающим странам, что ради них можно оставить даже национальный праздник – так они важны для Америки.
В восточной Европе и на юге Кавказа, вот уже некоторое время считают, что администрация Обамы «забыла» про своих восточных партнеров и отдала предпочтение выстраиванию новых отношений с Россией и Китаем. Что «перезагрузка» с Россией мешает ей видеть проблемы на «российской периферии». За это же очень жестко критикуют Обаму и республиканцы в конгрессе. Так что госсекретарь поехала в «зону привилегированных интересов» России как раз с тем, чтобы «возвратить туда Америку», которая при Джордже Буше-младшем, присутствовала там так ощутимо, что Грузия, например, не побоялась спровоцировать войну на Кавказе.
В Грузии, на конечной остановке маршрута 5 июля, Клинтон как раз и ждали с особым нетерпением, чтобы определить в какой мере можно рассчитывать на поддержку. Оппозиция режиму Михаила Саакашвили растет, бывшие соратники уходят из его лагеря, и демонстрация симпатий со стороны США необходима как воздух. В Тбилиси не скрывали, что если хоть раз услышат от Клинтон выражение «незаконно оккупированные территории Грузии» (это об Абхазии и Южной Осетии), то визит уже можно будет считать успехом. Клинтон выражалась более округло. В терминах типа «мы не согласны с наличием российских войск в Абхазии и Южной Осетии» и что «США и Россия сотрудничают в Минской группе ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского вопроса, но в вопросе Грузии мы не можем согласиться с Россией". Вообще, Клинтон везде подчеркивала, что Москва и Вашингтон хоть и занимаются «перезагрузкой», но вовсе не должны в процессе этого «думать в унисон» по всем без исключения вопросам, что должно было ободрять всех без исключения противников российско-американской перезагрузки, но не содержало абсолютно никаких конкретных обязательств. Такое же Клинтон вполне могла бы сказать, например, об отношениях США с Израилем, Францией или Германией. Вполне обычная дипломатическая эквилибристика.
На Кавказе у Клинтон вообще были задачи поважнее выражения символической поддержки Саакашвили. Здесь самой, пожалуй, важной остановкой был Азербайджан и встреча с президентом Ильхамом Алиевым. С учетом всех известных пакистанских болезней, сейчас именно Азербайджан превращается в один из самых важных транзитных пунктов для снабжения войск США и союзнической группировки в Афганистане. С начала вторжения в 2001-м году транспортные борты США совершили десятки тысяч остановок в Азербайджане. Пентагон использует также азербайджанские порты и железнодорожную систему для снабжения войск. Клинтон прилетела в Баку в международный аэропорт имени Гейдара Алиева, ехала из него по проспекту имени Гейдара Алиева, мимо культурного центра имени Гейдара Алиева. И прекрасно поняла, что в Азербайджане лучше не вызывать раздражение клана Алиева, поэтому была чрезвычайно осторожна в вопросах о правах человека в стране.
В частном порядке азербайджанские дипломаты уже не раз выражали недовольство состоянием отношений с США. Их очень многое в них раздражало. Пост посла США в Баку вообще оставался вакантным более года. Только в конце мая Белый дом объявил, что направит туда Мэтью Бриза (Matthew Bryza) карьерного дипломата, сопредседателя от США на международных переговорах по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Баку казалось, что Вашингтон, активно пытающийся подтолкнуть Армению и Турцию к установлению официальных дипломатических отношений, совершенно игнорирует Азербайджан. В Вашингтоне решили «закрыть глаза» на отдельные недостатки в области прав человека в Азербайджане, когда поняли, что кризис к Киргизии может затруднить транзит в Афганистан и необходимо искать альтернативы. За месяц до Клинтон, кстати, в Баку уже побывал министр обороны США Роберт Гейтс именно с этой целью. Азербайджан также важен как один из главных энергетических перевалочных узлов всего региона. С визитом Клинтон явственное «забвение» Азербайджана должно прекратиться. И в Баку и в Ереване Клинтон выступила за скорейшее урегулирование нагорно-карабахского конфликта.
Поездка на Украину была не менее любопытна. Похоже, что США окончательно сделали выбор и этот выбор отнюдь не в пользу Юлии Тимошенко. Занятно было наблюдать за встречей Клинтон и президента Виктора Януковича, которого еще недавно в США называли не иначе как рудиментом советских времен. Хиллари встречалась и с Тимошенко, от которой получила солидный пакет свидетельств возвращения Украины к «авторитарному режиму».
Трудно сказать, какое впечатление он на нее произвел. Но после встречи с украинским президентом, Клинтон объявила, что США готовы сотрудничать с Украиной в энергетической области, атомной энергетике, инвестировать в газовую инфраструктуру Украины. А что касается членства в НАТО, то этот вопрос Украина должна решать сама. В общем, на периферии России, похоже, тоже начинается «перезагрузка». С упором не в идеологическую, как было при Буше-младшем, а в прагматическую сторону. Уютнее России, конечно, от такого нового интереса не будет. Но ей никто и не обещал «уюта» в добавление к «перезагрузке».
Вечером 5-го июля Хиллари вылетела из Тбилиси, готовить свадьбу единственной дочери. У Клинтонов теперь будет поистине многоконфессиональный клан. Тридцатилетняя Челси выходит замуж за Марка Мезвинского (Marc Mezvinsky) из банка Goldman Sachs. Марк сын бывшего конгрессмена от Айовы Эда Мезвинского, не так давно отсидевшего почти 7 лет за финансовые мошенничества и махинации и внук выходца из Украины, еврейского эмигранта Абе Мезвинского. Свадьба пройдет 30 июля. Можно поздравить молодых.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции