Рейтинг@Mail.ru
Потенциал евразийского взаимодействия - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Потенциал евразийского взаимодействия

© РИА Новости / Алексей Никольский | Перейти в медиабанкПятого июля в Астане пройдут заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС и высшего органа ТС Казахстана, России и Белоруссии на уровне глав государств
Пятого июля в Астане пройдут заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС и высшего органа ТС Казахстана, России и Белоруссии на уровне глав государств
Читать ria.ru в
Дзен
Пятого июля в Астане (Казахстан) пройдут заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС и высшего органа Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии на уровне глав государств.

Алексей Власов, генеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В.Ломоносова, для РИА Новости.

Пятого июля в Астане (Казахстан) пройдут заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС и высшего органа Таможенного союза Казахстана, России и Белоруссии на уровне глав государств.

В ходе этой встречи ожидается подписание совместного заявления о вступлении в силу с 1 июля 2010 года Договора о Таможенном кодексе и завершении формирования единой таможенной территории ТС в рамках ЕврАзЭС. Уже начали действовать новые нормы, регламентирующие провоз товаров через границу Таможенного союза гражданами для личного пользования. Теперь без уплаты налогов и таможенных пошлин граждане могут ввозить в своем багаже товары на сумму до 1,5 тысяч евро (общим весом не более 50 кг). Удалось Москве, Астане и Минску договориться и об урегулировании таможенных пошлин на автомобили.

Для тех, кто участвовал в подготовке базовых документов, определивших контуры нового интеграционного проекта на постсоветском пространстве, наступает момент истины. Долгие споры и дискуссии завершены, по большинству вопросов достигнут консенсус, и теперь Таможенный союз, пройдя короткий период становления, начнет работать на полную мощность.

Именно об этом, выступая на этой неделе на Третьем астанинском экономическом форуме, говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Общая мысль состояла в признании того, что до сих пор не удавалось полностью реализовать потенциал взаимодействия Европы и Азии, но в то же время появилась надежда, что с созданием единого документа, отражающего основные принципы евразийской интеграции, конкурирующие региональные проекты будут объединены в рамках общей идеологии, единых мотивов развития.

За период, прошедший с 1 января 2010 года, когда Таможенный союз трех стран начал действовать на формальной основе, было сломано немало копий вокруг его реального влияния на экономическое развитие России и ее партнеров. Казахстанская оппозиция неоднократно выступала с громкими заявлениями, обвиняя Россию в попытках «восстановить империю», используя механизмы ТС. Большие проблемы испытал в Казахстане малый и средний бизнес, по которому ударили изменения пошлин на некоторые виды товаров.

Проблемы иного рода возникли с Белоруссией, руководство которой вступило в открытый и публичный конфликт с Москвой, требуя сохранить особые условия соглашений по пошлинам на нефтепродукты и ставкам на ввоз автомобилей физическими лицами.

Не все благополучно и с российской стороной, хотя именно Москва является стержнем, центральным звеном этого интеграционного проекта, выступая как модератор на сложных переговорах с Казахстаном и Белоруссией. Вполне возможно, что критика ТС со стороны определенных политических сил происходит из-за недостаточной глубины публичной риторики в Казахстане и Белоруссии, информационного обеспечения деятельности Таможенного союза, разъяснения тех позитивных моментов, которые сформируются после того, как все соглашения по Таможенному кодексу вступят в силу. К сожалению, очень часто ТС воспринимается как сугубо бюрократический проект, от которого малый и средний бизнес не получает конкретных преимуществ.

Явно не хватает в медийном пространстве успешных примеров, на которых предприниматели трех государств могли бы наглядно убедиться в конкурентных преимуществах, которые предоставляет евразийская интеграция. И это серьезная проблема, поскольку совершенно очевидно, что в ближайшие два-три года предстоит немало сделать для того, чтобы все механизмы трехсторонней интеграции работали без сбоя. В этот переходный период очень многое будет зависеть от грамотного информационного обеспечения проекта, от того, насколько солидарна в отношении ТС национальная элита трех государств. Между тем, на последней встрече представителей бизнеса с таможенными службами стало очевидно, что далеко не все противоречия в законодательных актах разрешены.

И все же, когда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорит о том, что в глобальной повестке посткризисного развития стоит задача формирования новой модели мироустройства, он рассуждает не только о вызовах высокого уровня, актуальных для G20. Общее складывается из частного, и первые контуры этой новой модели вполне могут быть прочерчены уже сегодня на евразийском пространстве.

Лидеры России, Казахстана и Белоруссии надеются, что Таможенный союз станет мощным импульсом для повышения конкурентоспособности национальных экономик. Через сложение потенциалов трех государств создаются условия для формирования общего модернизационного проекта.

Очевидно, что любые внутренние противоречия, конфликты интересов должны уступать место более высокой цели - взаимовыгодному, высокоэффективному сотрудничеству. Именно о таком взаимодействии 16 лет назад говорил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая в стенах Московского университета. Тогда концепция практического евразийства была воспринята многими политиками с определенной долей скепсиса.

Теперь, после 5 июля 2010 года, у сторонников интеграции на евразийском пространстве появится куда больше аргументов. Главное, чтобы частные разногласия не загубили большое дело. И хотя официальный Минск продолжает настаивать на своей «особой позиции» по целому ряду вопросов, большинство экспертов сходится во мнении, что уже в июле 2010 года Таможенный союз станет по-настоящему тройственным. Ну, а дальше, как принято говорить, большому кораблю - большое плавание.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала