МОСКВА, 30 июн - РИА Новости. Машиностроение, несмотря на общую тенденцию к сворачиванию антикризисных мер, без господдержки не останется, более того, программу утилизации "автохлама" могут расширить за счет грузовиков, сообщил премьер-министр Владимир Путин на отраслевом форуме в подмосковном Жуковском. По его словам, проблему нехватки в отрасли инноваций решат в том числе путем закупки передовых зарубежных технологий.
В свою очередь, Минобороны решило дать шанс на контракт с ним российским производителям беспилотников - если те докажут, что их продукция отвечает потребностям армии.
Один из важнейших зарубежных партнеров российского автопрома - компания Renault - при желании может увеличить свою долю в "АвтоВАЗе" за счет обмена ее активами между правительствами Франции и России.
Машиностроение в приоритете
На открывшемся в среду в Жуковском международном форуме "Технологии в машиностроении" Путин констатировал, что с начала 2010 года машиностроительный комплекс РФ растет. Выпуск машин и оборудования с начала года увеличился на 19%, транспортных средств - на 22,5%, энергетического оборудования - более чем на 30%.
Во многом это произошло благодаря антикризисной поддержке машиностроения со стороны властей, позволившей отрасли пережить сложные времена без тяжелых потерь, отметил глава правительства.
Такие меры решено продолжать - в частности, Путин допускает возможность включения грузовиков в действующую с марта этого года программу утилизации "автохлама". По этой программе можно сдать свою машину старше десяти лет и получить от государства сертификат на 50 тысяч рублей для покупки новой. Правда, сроки возможного расширения программы премьер не назвал - по его словам, сейчас важно понять, какой инструмент будет максимально эффективен для отрасли, дабы не тратить деньги впустую.
Путин согласился с неоднократно высказывавшейся в последнее время в России и в мире мыслью, что антикризисную поддержку экономики надо постепенно сворачивать. Но некоторым отраслям, в том числе машиностроению, поддержка еще нужна, отметил он.
Еще один вид господдержки - сокращение бюрократических барьеров. По словам главы правительства, в перспективе обязательной сертификации будет подлежать не более 15% российских товаров в сфере машиностроения. Через эту сложную и подчас затратную процедуру еще в прошлом году проходило 80% продукции отрасли, теперь этот перечень сокращен наполовину, напомнил он.
Технологии воровать не будем
Не менее значимая проблема - нехватка передовых технологий. По словам главы госкорпорации "Ростехнологии" Сергея Чемезова, доля инновационных предприятий в РФ не превышает 10%, а инновационной продукции - 5,5%. Эту проблему можно решить с помощью отечественных инновационных разработок и стимулирования ввоза в страну не только готовой продукции, но и передовых технологий, заявил он на форуме.
В последнем Россия весьма заинтересована. При этом она не собирается "утаскивать" технологии, а будет покупать их у европейских партнеров, заверил Путин. Он подчеркнул, что в России охрана прав интеллектуальной собственности полностью отрегулирована, и никто не жалуется, что у него что-то украли.
"Не нужно представлять дело таким образом, что в России кто-то собирается действовать, как в одном из наших известных художественных произведений - утащить с хозяйской кухни вкусный кусочек технологий, а потом под одеялом тихо, стараясь не чавкать, съесть его и куда-то там переправить", - сказал он.
Главный редактор журнала "Национальная оборона", член общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко в связи с этим отметил в беседе с РИА Новости, что РФ должна научиться применять зарубежные военные технологии на практике, а не просто приобретать их.
Авто, авиа и железные дороги
Разговор о проблемах конкретных компаний начался с темы развития сотрудничества альянса Renault-Nissan с "АвтоВАЗом". Путин заявил, что Renault, которой сейчас принадлежит 25% российского автогиганта, могла бы нарастить долю в обмен на передачу России доли французских властей в Renault. На текущий момент правительство Франции владеет 15% Renault.
Позднее источник в "Ростехнологиях", владеющих такой же долей в "АвтоВАЗе", пояснил, что в вопросе обмена активами между правительствами Франции и России речь может идти максимум о 2-3% в Renault, но предложение пока не сделано, и переговоры не начинались. "Это очень сырой вопрос", - констатировал источник.
Чемезов также рассказал, что второй этап допэмиссии "АвтоВАЗа" состоится в 2011 году. В течение первого этапа, который сейчас готовится, Renault и "Ростехнологии" внесут в капитал "АвтоВАЗа" технологии и денежные средства соответственно. Соглашение планируется подписать в середине июля. Ранее Чемезов говорил, что доля госкорпорации в "АвтоВАЗе" по итогам допэмиссии может превысить 40%.
Путин осмотрел выставочный павильон "Ростехнологий" - в частности, ему показали приборную панель вазовского автомобиля "Лада Приора" с навигационной системой ГЛОНАСС. Также на форуме представлен новый бронированный автомобиль семейства "Волк" - преемник хорошо зарекомендовавшего себя семейства "Тигр".
По словам премьера, российский авиапром вполне может конкурировать на глобальном рынке - прежде всего, речь идет о магистральных самолетах, специальной технике, боевой технике, где у России абсолютное конкурентное преимущество. В кризис не был свернут и значимый для страны проект регионального лайнера Sukhoi Superjet 100. Двигатель для этих самолетов уже получил сертификат, а серийные поставки заказчикам начнутся до конца 2010 года, напомнил Путин.
Он подчеркнул, что Россия связывает перспективы развития авиапрома в том числе с кооперацией с украинскими партнерами. Речь идет о совместной работе по продвижению создаваемых в Киеве самолетов "Антонов". Ранее в Объединенной авиастроительной корпорации отмечали, что объединение или обмен активами авиастроителей РФ и Украины возможны уже в 2011 году.
В ходе форума председатель правления германского Siemens AG сообщил главе российского правительства о готовящихся новых проектах стратегического сотрудничества концерна с ОАО "РЖД". В ближайшее время о деталях будет объявлено публично. Сейчас Siemens и РЖД реализуют совместный проект по запуску высокоскоростных поездов "Сапсан".
Страсти по беспилотникам
Особое внимание в Жуковском было уделено оборонным технологиям. РФ за шесть месяцев 2010 года экспортировала оборонной продукции на 5,3 миллиарда долларов, что составило 56% от плана. Вместе с тем, многое, в частности, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) мы по-прежнему импортируем.
В рамках форума стало известно, что российские разработчики БПЛА тоже получили шанс на контракт с Минобороны. Первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин сообщил РИА Новости, что министерство этим летом выберет разработчика, который будет поставлять эти аппараты для нужд армии.
Ранее в министерстве говорили, что такой контракт станет возможным только тогда, когда российские беспилотники перестанут уступать в качестве западным аналогам. Насколько продукция отечественных производителей соответствует требованиям Минобороны РФ, покажут предстоящие нынешним летом летные испытания.
Между тем, Минобороны во вторник получило второй комплекс БПЛА "Типчак", сообщил РИА Новости в среду гендиректор концерна "Вега" (разработчик беспилотников) Владимир Верба. Первый комплекс "Типчак" поступил в российскую армию в 2008 году. По словам Вербы, Минобороны полностью расплатилось за поставленную продукцию, но других заказов пока не поступало.