"Государство" - диалог Платона, посвященный проблеме идеального государства. Написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости.
Идеальное государство, по Платону, состоит из трех сословий: высшего (мудрецы и философы, которым и надлежит управлять государством, так как только они способны нести заботу о правильном образе жизни всех граждан), сословия стражей, или воинов, и сословия прочих граждан (так называемое "сословие кормильцев" - ремесленников, крестьян, дельцов, которые обеспечивают государство всем необходимым). Справедливое государственное устройство должно обеспечить гармоничное сосуществование весх трех сословий.
В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.
В диалоге также содержится систематика и краткий критический анализ шести форм государства. Идеальное "государство будущего", которое пока не существует, в него не входит.
Вот эта шкала типов государства:
монархия (справедливая власть одного человека)
аристократия (справедливая власть меньшинства, лучших граждан)
тимократия (несправедливая власть большинства - военных вождей, уважаемых граждан)
олигархия (несправедливая власть меньшинства, богатых людей)
демократия (справедливая власть большинства)
тирания (несправедливая власть одного человека).
Диалог выстроен так, что кажется разбором идей справедливости и блага на примере государства. Это заставило некоторых исследователей толковать диалог метофорически, в отрыве от какой-либо связи с настоящим государством. Позднее историки пересмотрели этот подход, обратив внимание на то, что в диалоге отрицается близость современных автору государств к идеальному и даже высказывается сомнение в возможности создания идеального государства на земле.
В финале произведения говорится, что «не так важно, как должно или как может быть» в идеальном государстве, достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого государства. Ведь прежде, чем возникнуть в реальности, то есть в истории, платоновское Государство должно родиться внутри человека.
«...ты говоришь о государстве, устройство которого мы только что разобрали, то есть о том, которое находится лишь в области рассуждений, потому что на земле, я думаю, его нигде нет.
— Но быть может, есть на небе его образец, доступный каждому желающему; глядя на него человек задумается над тем, как бы это устроить самого себя. А есть ли такое государство на земле и будет ли оно — это совсем неважно. Человек этот занялся бы делами такого — и только такого — государства»
Материал подготовлен на основе информации открытых источников