Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости
Сегодня президент РФ Дмитрий Медведев представил Бюджетное послание на 2011-2013 годы. Главной стратегической задачей отечественной экономики вполне ожидаемо названа модернизация и переход от сырьевой модели развития к инновационной. Тактические задачи куда более разнообразны: повышение социальной защищенности населения, развитие образования и здравоохранения, укрепление обороноспособности страны, развитие инфраструктуры и стимулирование инновационной деятельности и многое другое. Спору нет, стране, ставшей на путь модернизации, приходится разом решить целый клубок сложных проблем, но невольно создается впечатление, что, заявляя столь широкий спектр приоритетов наши власти в очередной раз пытаются объять необъятное.
В первой части послания, давая оценку бюджетной политике в 2009-м и начале 2010 года, глава государства признал, экономика страны
по-прежнему зависима от конъюнктуры мировых рынков сырья. Нет достаточных условий и стимулов для внедрения современных технологий, для развития отраслей и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, и как следствие для модернизации всей социально экономической системы страны.
Само по себе, это не новость. О необходимости модернизации российской экономики высокопоставленные чиновники говорят на протяжении, как минимум, последних десяти лет. К сожалению, конкретных шагов в этом направлении, пока предпринято явно недостаточно. Оно и понятно, в «тучные» годы сырьевая зависимость не слишком тяготила – «нефтяных» денег вполне хватало на реализацию социальных программ, повышение зарплат и т.д. Конечно, проблемы в экономике то и дело себя проявляли, например на протяжение нескольких предкризисных лет правительство безуспешно боролось с двузначной инфляцией, но их удавалось более или менее удачно решать за счет все тех же средств от продажи сырья.
Экономический кризис показал, насколько уязвима подобная модель развития. Сегодня руководство страны считает, что кризисные тенденции в экономике «в определенной степени» преодолены. «Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010-2012 годах, заметно изменилась. В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы», - говорится в послании. И в этом, соглашаемся, немалая заслуга антикризисной политики правительства.
Но, как обойти стороной тот факт, что отечественная экономика провалилась значительно глубже, чем экономики развитых и даже многих развивающихся стран. Кстати, именно поэтому, еще в самый разгар кризиса, российские власти заговорили о необходимости экономических преобразований. Более того, велись разговоры о том, что кризис предоставляет возможность для реализации многих отложенных проектов. Речь шла, прежде всего, об инфраструктуре. Но, правительство предпочло не рисковать и сосредоточиться на социальной поддержке населения.
Кроме того, и это признается в послании, наблюдаемое улучшение стало результатом «действия преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цен на нефть и т.п.)». Наконец, на это обращает внимание директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, Росстат приводя высокие данные прироста промпроизводства за первые пять месяцев 2010 года, слишком уж сильно скорректировал, приводимые ранее цифры. Например, январский прирост производства в январе оценивался на уровне 7,8%, в июне – уже на уровне 10,2%. В оценках февральского роста расхождения еще сильнее: 1,9% - таков был февральский прирост производства в феврале, 8,4% - таким значится февральский прирост сейчас. Расхождения в цифрах – вполне допустимое явление для статистических ведомств, но априори считается, что «вилка» между первичными и уточненными данными должна быть все-таки небольшой.
Как бы то ни было, но послание призывает «сконцентрироваться на новых задачах». Каковы они? В разделе «Основные цели и задачи на 2011-2013 годы и дальнейшую перспективу» первым пунктом значится «обеспечение макроэкономической стабильности» - ровно то о чем власти говорили все предкризисные годы. Дальше идет «координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования» И лишь четвертым пунктом значится «разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций».
Впрочем, значительно больше о реальных экономических приоритетах государства говорит раздел «Основные приоритеты бюджетных
расходов». Здесь на первом месте повышение эффективности социальной защиты населения, повышение зарплат бюджетникам, обеспечение обороноспособности, в том числе повышение довольствия и социальных гарантий военнослужащим, финансирование милиции и т.д.
Это понятно – выполнение социальных обязательств, как раз и гарантирует ту самую стабильность. Но эксперты не раз отмечали, что, принимая завышенные социальные обязательства, власти загоняют себя в ловушку. Отказ от выполнения взятых обязательств может спровоцировать социальные протесты, а их выполнение не позволяет направить нужные средства на реализацию экономических проектов. Все может повториться. Во всяком случае, «развитие транспортной инфраструктуры» значится лишь шестым пунктом раздела. Наступят российские власти на старые грабли или нет, станет ясно после того, как будут предприняты первые шаги по реализации бюджетной и экономической политики.
И еще, очень важно обозначить приоритеты, но не менее важно понимать, что стоит за каждой конкретной формулировкой. А это опять-таки станет ясным лишь после начала реализации той или иной программы. Например, без всякого сомнения, развитие образования – важнейшая составляющая для государства, провозгласившего построение инновационной экономики. Развитию образования и повышению интеллектуального потенциала страны в послании отведено заметное место. Но что стоит за словами «развитие образования»? В России это реформа образования суть которой, по заявлениям ее разработчиков, сформировать не человека-творца, а лишь грамотного потребителя и квалифицированного рабочего для конвейера.
Американские власти сейчас тоже решали реформировать образование. Однако проект реформы, который анонсировал американский президент Барак Обама, в корне отличается от того, что задумали отечественные чиновники. Главным приоритетом американцы называют углубленное, фундаментальное изучение точных наук, прежде всего физики и математики. Нетрудно понять, что задача такой системы, создать интеллектуальную атмосферу, в которой и будут формироваться творцы, способные не только выжать все возможное из нынешнего технологического уклада, но и «оседлать» новый, как только возникнет такая необходимость. А грамотный потребитель – это прошлый век.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции