Церемонию закрытия ММКФ в ККЗ "Пушкинский" опять испортила погода. Холод сменился страшной жарой. Верилось с трудом, что всего 9 дней назад по зеленой дорожке звезды дефилировали в шубах. На закрытии были бы уместней купальники.
Президент ММКФ Никита Михалков томился на лестнице кинотеатра в черном костюме под черным зонтом. Его супруге Татьяне Михалковой в черном же платье без рукавов было чуть попрохладней, но тоже трудно. В строгих костюмах и смокингах на открытой площадке кинотеатра под палящими лучами солнца томились актеры Петр Красилов, режиссеры Федор Бондарчук и Егор Кончаловский, Резо Гигинеишвили, члены иностранных делегаций. Статус кинофестиваля класс "А" обязывает. Режиссеру Владимиру Хотиненко в демократичном светлом льняном костюме можно было только позавидовать. Коктейли "Мохито" с освежающей мятой шли на "ура", а теплая водка на подносах у прелестных девушек откровенно насмешила.
- Может, опрокинуть стопочку, чтобы сразу накрыло, и завершить фестиваль до начала официальной части? - предложил один из остроумных гостей. Организаторы проявили чудеса человеколюбия. Томящимся 2 часа на солнцепеке фотографам принесли несколько коробок холодного чая, в то время как гостям его еще не выдавали. Гениальная установка пиарщиков: "Сначала люди, потом журналисты!" была нарушена ко всеобщему удивлению.
- Мне очень жарко, можно я уже пойду в зал? - изнывала актриса Мария Миронова, давая интервью телеканалам. Федор Бондарчук стоически докладывал об обстановке на рынце артхаусного кино: "Наш российский рынок эффективней для малобюджетного кино, чем западный..."
- Я только сегодня прилетела и ничего не видела, - призналась Нонна Гришаева. – Зато сегодня посмотрю фильм Бессона, я обожаю его!
С председателем жюри кинофестиваля, режиссером Люком Бессоном мне посчастливилось столкнуться в центральном проходе в зал. Бессон подпирал стену, не желая занимать свое место. Не воспользоваться случаем было никак нельзя.
С перепугу я вспомнила 43 английских слова, которые не успели выветриться из головы со времен спецшколы. Но столько слов мне не понадобилось.
- Господин Бессон, я - журналистка..., - сдуру представилась я. – Знаю, что говорить о результатах вы пока не можете, но каково ваше впечатление в целом от Московского кинофестиваля?
- Я не разговариваю с журналистами, - мрачно ответил Бессон.
- Почему, они вас обидели?
Бессон повернулся ко мне спиной. Накануне глава жюри назначил специальный день для встречи с прессой. Но даже договоренность о личном интервью не спасала: маэстро зарекомендовал себя крайне жестким. То ли "звездный" статус сказывался, то ли жара. Во время одного из интервью, например, Бессон просто встал и ушел после первого же заданного журналистом вопроса.
- Он вообще очень странный и жюри-то возглавить согласился, только после того, как пообещали ретроспективу его фильмов , - поддержал меня стоящий рядом мужчина. Именно с ним Никита Сергеевич приезжал на все светские мероприятия. И уезжал тоже с ним.
- Что за мужик с Михалковым в джипе? - спрашивали друг у друга журналисты. Никто не знал.
Известный сербский режиссер Станислав Попович – второй режиссер фильма "Утомленные солнцем-2" оказался на редкость обаятельным человеком, в отличие от угрюмого Бессона. Просто диву даешься, как такой мрачный тип мог снять "Леона" и "Пятый элемент".
Но, как говорится, победителей не судят, хотя Михалков явно со своим председателем намыкался.
Объявили начало церемонии. Гости поспешили занять свои места. Раньше сядешь-раньше выйдешь. В опустевший холл впорхнула Рената Литвинова в черно-белом платье со стоящим воротником. Из воротника предательски торчали нитки. "Дизайнер, судя по всему, российский, - подумалось мне – Выдумывать мы умеем, а вот шить "от кутюр" - пока нет". Рената подтвердила догадку: платье от Вики Газинской.
На сцене появились ведущие церемонии актеры Алена Бабенко и Максим Матвеев. На 9 больших экранах замелькали кадры из фильмов Сергея Бондарчука с невероятной красоты Ириной Скобцевой.
- Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук 45 лет на экране и 35 лет вместе! - объявили ведущие. Ирина Скобцева, глядя на экраны, вытирала платком слезы. – В год 90-летия мастера мы вспоминаем его фильмы и роли и низко кланяемся Ирине Константиновне Скобцевой, Федору Бондарчуку, его жене Светлане. Вся семья Бондарчук вышла на сцену. Зал встал.
Первого серебряного "Святого Георгия" председатель жюри конкурса "Перспективы", британец Джон Ирвин вручил польскому фильму "Реверс" (реж. Борыс Ланкош). Награду забрала сопродюсер картины Иоланта Галицкая.
Серебряного "Георгия" за лучшую мужскую роль получил молодой актер Ник Хэлилай, сыгравший в немецкой драме "Албанец".
- Я не буду говорит по-албански, чтобы эмоции не унесли меня, по-английски мне легче, - радовался Ник. - Вручая мне этот приз, вы дарите надежду актерам Албании, что это не просто мечта, а реальность.
Лучшей актрисой жюри признало исполнительницу главной роли в чешском фильме Ирены Павлазковой "Как рай земной" Вилму Цибулкову.
Вилма вышла на сцену босиком.
- Я уехала и так быстро вернулась, что забыла купить туфли для такого мероприятия, - объяснила актриса. - Если бы мне кто-нибудь 15 лет назад сказал, что фильм о советской оккупации в Чехии получит приз на Московском кинофестивале, я бы в это не поверила. В Чехии фильм приняли прохладней.
- Меня многое роднит с Цибулковой, - поддержал актрису Никита Михалков - Я тоже забыл туфли и везу свою картину в Карловы Вары и надеюсь, что ее там примут лучше чем здесь.
Приз за лучшую режиссуру получил режиссер польского фильма "Розочка" Ян Кидава-Блоньский. Накануне ему же достался специальный приз журнала Vogue.
- Я буду говорить по- русски, потому что я умею, - улыбался счастливый Кидава. - Я учился во ВГИКЕ и благодарю своего мастера Александра Столпера. А Магдалена Бочарская, сыгравшая главную роль - это новая версия Барбары Брыльска.
Специальный приз ММКФ "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского" "Верю!" французской актрисе Эммануэль Беар вручал министр культуры Александр Авдеев. На сей раз Авдеев сказал свою речь по-русски и только в конце перешел на французский.
Беар обратилась непосредственно к Константину Сергеевичу Станиславскому.
- Господин Станиславский! Театральную школу я не заканчивала, но узнав о вас, я поняла. Это - моя струя. Это вы указали мне дорогу.
Гран-при кинофестиваля - "Золотого Георгия" режиссеру венесуэльского фильма "Брат" Марселю Раскину вручал Люк Бессон лично.
- Это же Бессон, о Боже мой! Фантастика! - не верил своему счастью режиссер-дебютант.
Никита Сергеевич, тем временем, озаботился отсутствием у Бессона на груди драгоценной цепи председателя жюри. Цепь нашлась в кармане председателя жюри. Бессон не соизволил в нее нарядиться и соблюсти официоз.
После церемонии гости отправились все в те же шатры на набережной в Нескучном саду. Журналистов в vip-шатер не пускали ровно до тех пор, пока за столами по соседству со звездами не разместились все халявщики Москвы. Они ловко передавали друг другу браслеты для похода в закрытую зону.
- Ребята, вы же меня уже снимали! - взмолился Михалков. Режиссер уже успел переодеться в белый пиджак.
- А это не мы! - откликнулись известные светские фотографы.
- Да, а кто? - изумился президент.
Никита Сергеевич сидел за одним столом со своим любимым композитором Эдуардом Артемьевым. Эммануэль Беар на банкете отсутствовала: делегировала мужа, режиссера Микаэля Коэна обмывать приз Станиславского.
Анна Горбашова.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.