Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Тема обновления Черноморского флота вновь выходит на первый план. Вспомним хотя бы недавнее заявление главкома ВМФ России Владимира Высоцкого о пополнении флота до 2020 года 15 новыми боевыми единицами, в том числе фрегатами, малыми ракетными кораблями и подводными лодками. При этом, учитывая дороговизну и сложность кораблей новейших проектов, усиление Черноморского флота предполагается осуществить за счет постройки усовершенствованных боевых единиц уже отработанных проектов.
Фактически такое решение означает два важных пункта:
1. Руководство страны и Вооруженных сил не удовлетворено сроками постройки и стоимостью боевых кораблей новых проектов.
2. Важность немедленного обновления Черноморского флота, как наиболее старого по возрасту корабельного состава из всех флотов России, осознана.
Как отмечают эксперты, это первое со времен перестройки решение руководства страны о полном перевооружении целого соединения ВМФ. В настоящее время флот насчитывает более 40 боевых единиц различных классов, большая часть которых должна быть списана к началу 2020-х годов, и несколько десятков вспомогательных судов, которые так же нуждаются в замене. При этом, по имеющейся информации, исправными и боеготовыми являются около половины наличных кораблей и судов.
Какие именно корабли будут строиться для ЧФ пока еще не вполне ясно, но по имеющейся информации, среди них будут три подводные лодки проекта 636М, 3-4 фрегата проекта 11356 и шесть малых ракетных кораблей проекта 21632 (тип «Торнадо»). Фрегаты проекта 11356 и подлодки проекта 636 уже освоены промышленностью и могут строиться быстро и крупными сериями, малые ракетные корабли типа «Торнадо» - еще нет, но они созданы на основе уже отработанного проекта 21630 и сами по себе достаточно просты.
Этот вариант обновления флота позволяет заметно ускорить темпы модернизации и обойтись не столь большими средствами - в пределах ста миллиардов рублей до 2020 года. Введенные в строй за эти десять лет корабли позволят создать основу, которая в следующем десятилетии может и должна быть усилена вводом в строй близкого числа кораблей новых проектов. Это позволит к 2025-2030 годам довести численность Черноморского флота до 35-40 современных боевых единиц, средний возраст которых не будет превышать 10-12 лет при сроке службы современных кораблей в 30 и более лет.
Каковы цели и задачи нового Черноморского флота? Сегодня можно выделить две основные задачи для этого объединения. Первая - контроль над акваторией Черного моря и обеспечение безопасности южных границ России. Вторая - развертывание флота в Средиземном море и Индийском океане. Для первой задачи ЧФ должен располагать боеспособными легкими силами (малые ракетные корабли, корветы, малые ПЛ и пр.), авиацией и береговыми силами, включая морскую пехоту. Для второй флот обязан иметь в своем составе корабли дальней морской и океанской зоны, способные обеспечивать присутствие вдали от своих берегов - в данном случае это фрегаты, поддержанные кораблями обеспечения.
Учитывая, что Россия не скрывает своего интереса ни к Средиземному морю, ни к Индийскому океану, роль Черноморского флота как океанского продолжает сохраняться. Фрегаты Черноморского флота смогут выполнять боевые задачи в Средиземном море и Индийском океане, при этом более оперативно, чем корабли Балтийского и Северного флотов, которым для перехода в соответствующие воды требуется значительно больше времени. В идеале же пополнение Черноморского, а вслед за ним и остальных флотов, позволит России формировать в ключевых районах океана оперативные соединения, способные выполнять любые реальные задачи - от миротворческих и гуманитарных до боевых.
Для того, чтобы эти планы стали реальностью, помимо политической воли и финансового ресурса необходимо достичь и соглашения с Украиной - действующие сегодня документы, определяющие статус ЧФ, требуют согласовывать обновление корабельного состава флота и его береговых служб. Исходя из сегодняшних политических реалий, следует полагать, что это согласование не станет большой проблемой, однако спустя определенное время ситуация может измениться, и было бы целесообразно воспользоваться периодом хороших отношений с Украиной для пересмотра статуса ЧФ в сторону расширения прав России.
Предполагается, что обновление Черноморского флота будет финансироваться в рамках Государственной программы вооружения на 2010-20 годы, которая разрабатывается в настоящий момент. При этом, по словам представителей Министерства обороны, ее минимальный, 13-триллионный вариант, не позволит должным образом профинансировать модернизацию ВМФ. Особенно это касается таких крупных объединений, как Северный и Тихоокеанский флоты, которые нуждаются в значительно большем числе более мощных и дорогих боевых единиц, чем Черноморский и Балтийский флоты.
При этом нельзя забывать, что одними затратами на боевые корабли дело не ограничится. С учетом необходимости кардинального обновления инфраструктуры флота, замены его десантных кораблей, авиации, вспомогательных судов, обслуживающих и ремонтных мощностей, стоимость его обновления возрастает весьма значительно. Между тем, и эти затраты являются столь же необходимыми.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции