Два года исполнилось с момента вступления Виктора Павленко в должность мэра города Архангельска. Об основных достижениях и трудностях истекшего двухлетия, а также о перспективах развития города Виктор Павленко рассказал в интервью РИА Новости:
- Какие самые важные дела для Архангельска Вы бы поставили себе в заслугу и почему?
- Самое главное: мы обеспечили стабильное развитие города, не допустив, чтобы последствия финансового кризиса стали катастрофичными, а такой вариант никто исключить не мог. В условиях нестабильной финансово-экономической ситуации мы сосредоточили наши усилия на обеспечении социальных гарантий для жителей города, поддержании стабильности на рынке труда, сохранении рабочих мест, поддержке реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства.
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника крупных организаций и субъектов среднего предпринимательства города в 2009 году составила 23 тысячи рублей и увеличилась по сравнению с 2008 годом на 10,2%, в сравнении с 2007 годом – в 1,4 раза. Нам удалось обеспечить рост заработной платы в отраслях социальной сферы (в образовании - на 14%, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг – на 8%). У нас нет задолженности по зарплате бюджетников.
Несмотря на вызванную кризисом общую отрицательную динамику реального сектора экономики, нам удалось избежать массовой безработицы. Уровень регистрируемой безработицы в Архангельске на конец декабря 2009 года составил 1,1%, тогда как по области безработица была на уровне 2,7%. У муниципалитета не так много рычагов для стимулирования развития экономики, но мы постарались использовать все возможности. Целый комплекс мер был реализован совместно с городским Советом для поддержки малого и среднего бизнеса. Мы заморозили на 2009 год коэффициент единого налога на вмененный доход, с которым работает большая часть представителей малого и среднего бизнеса. Объявлен мораторий на повышение арендной платы за муниципальное имущество. В 2009 году на 50% была снижена арендная плата за земельные участки. Все это позволило увеличить налогооблагаемую базу, а также сохранить около трех тысяч рабочих мест.
Во-вторых, городской бюджет как основной источник финансирования социальных и инвестиционных программ удалось сохранить практически на прежнем уровне. Несмотря на кризис, по сравнению с 2008 годом собственные доходы городского бюджета снизились только на 1,1 %, или 47,4 миллиона рублей. При этом объем получаемых городом межбюджетных трансфертов сократился более чем на треть (на 35,9%) или на 977 миллионов рублей. Расходы городского бюджета в 2009 году сократились на 11,2 % или на 812 миллионов рублей, в основном за счет снижения поступления трансфертов из областного бюджета. В связи с этим уместно сказать, что Архангельск, собрав в 2009 году более 25 миллиардов рублей совокупных налогов, получил в виде межбюджетных трансфертов чуть более 1,7 миллиарда рублей.
Тем не менее, мы смогли увеличить финансирование социальной сферы на 6,6% (242 миллиона рублей), а в целом на нее направлено 61% расходов городского бюджета. В 2009 году реализовывалось 27 городских целевых программ, на выполнение которых направлено 672 миллиона рублей. Мы сохранили инвестиционную составляющую в бюджете в размере 392,8 миллиона рублей, причем 60% инвестиций осуществлено за счет собственных доходов. Большая часть капвложений – 89% – инвестирована в объекты городского хозяйства. Мы продолжали привлекать инвестиции, прежде всего федеральные деньги – всего за два года более 1,5 миллиардов рублей. Это средства Фонда ЖКХ, деньги полученные на ремонт дорог, на закупку автобусов. Мы ведь не прекратили строить социальное жилье. Да, мало - 187 квартир сдали в прошлом году - однако социальной, то есть получаемой по очереди и бесплатно, является каждая пятая квартира, построенная в 2009 году. И мы продолжаем строить дороги. В прошлом году из федерального бюджета по проекту «Новые дороги городов России» мы получили 89 миллионов рублей, в этом – уже 345 миллионов. Решение принято буквально недавно – 18 июня. С начала июля техника выйдет на объекты.
Наконец, Архангельск стал «Городом воинской славы». Присвоение этого звания значимо для всех жителей столицы Поморья. Величие государства состоит в умении хранить память о наиболее трагических и героических страницах истории Отечества. Эта память – мощный источник национальной гордости, основа формируемой идеологии государства. Присвоение Архангельску этого почетного звания – дань памяти нашим землякам, погибшим на полях сражений, награда и честь для живущих сейчас рядом с нами ветеранов и значимый шаг в деле патриотического воспитания молодежи. Святой долг архангелогородцев – хранить память об истории Отечества и вкладе земляков в Великую Победу. Поморской столице выпал уникальный шанс увековечить память о военном Архангельске. Мы постарались объединить для этой цели всех горожан и нам это удалось.
- Как столица Севера отметила юбилей Победы? Что городскими властями сделано для ветеранов войны?
- Впервые в этом году Архангельск праздновал День Победы как Город воинской славы. Впервые в этом году мы организовали акцию «Кольцо славы» – ветераны на машинах и автобусах сделали круг почета по улицам города. Их приветствовали десятки тысяч горожан – так встречали победителей, возвращавшихся домой в 1945 году. И впервые по указу президента о Городах воинской славы у нас был дан артиллерийский салют. Знаменательно, что военный парад 9 мая у нас открывали военные моряки. Этим мы еще раз подчеркнули, что Архангельск – первый порт России, город, внесший огромный вклад в ее морскую славу.
Конечно, звание «Город воинской славы» накладывает на нас большую ответственность, прежде всего, по заботе о ветеранах. В Архангельске работа по улучшению жилищных условий ветеранов ведется с 2007 года. За три года правом на получение субсидии для приобретения жилья воспользовались порядка 50 ветеранов, вставших в очередь на жилье до 2005 года, еще 50 человек переехало в новые квартиры до 9 мая этого года. Кроме того, мэрия в приоритетном порядке выделила ветеранам 10 квартир за счет муниципалитета. В 2005-2008 годах за счет городского бюджета было отремонтировано 424 квартиры ветеранов войны. Объем запланированных изначально средств увеличили вдвое. В 2009 году компенсацию на ремонт получили 454 ветерана на общую сумму более 8 миллионов рублей. В этом году этой возможностью воспользуются еще 323 ветерана. С 1 мая этого года проезд в общественном транспорте для всех участников войны в Архангельске бесплатный. Расходы перевозчикам компенсирует городской бюджет.
- Как в Архангельске обстоит дело с наличием мест в детских садах?
- В Архангельске 12 тысяч детей в возрасте до трех лет стоят в очереди в дошкольные образовательные учреждения, из них остронуждающихся (в возрасте от 1,5 до 3 лет) – 7300. При этом возложенную на нас законом обязанность по устройству в детские сады детей, которым исполнилось три года, мэрия Архангельска выполняет практически полностью, охват этой категории детей дошкольным образованием составляет 96%. Этот показатель один из самых высоких на Северо-Западе России.
В течение нескольких лет мэрия планомерно реализует план мероприятий по сокращению очереди в детские сады. За три года в городе появилось пять новых дошкольных учреждений и их филиалов: открыты отделения детских садов № 96 «Сосенка» и № 147 «Рябинушка», детский сад № 139 «Журавушка». Муниципальным стал детсад № 61 «Звездочка» в поселке аэропорта Талаги, там же после реконструкции введено в эксплуатацию второе здание садика на 155 мест. Кроме того, в существующих учреждениях открыты 25 дополнительных групп на 490 мест. В ближайшей перспективе планируется ввести в строй после комплексного капитального ремонта детский сад № 127 «Почемучка» на 200 мест в Маймаксе и завершить строительство детского сада в округе Майская Горка на 200 мест. С сентября 2010 года планируется дополнительно открыть 43 группы, куда будет зачислено около 1200 воспитанников. При этом расходы городского бюджета составят 26,5 миллионов рублей. Это равносильно открытию шести новых 12-групповых детских садов на 200 детей, каждый из которых стоит более 400 миллионов рублей.
В каждом садике вопрос о выделении помещений под дополнительные группы решается индивидуально, с соблюдением требований надзорных органов. Чаще всего это возвращение к первоначальному проекту здания, ведь еще недавно, когда детсады стояли полупустыми, групповые комнаты переоборудовались в танцевальные залы, игровые, а иногда и административные помещения. В любом случае существующие в детсадах спортивные залы закрываться не будут. А для развития физической активности детей им полезно чаще бывать на воздухе. Для этого в большинстве городских детсадов оборудованы специальные площадки, которые сейчас активно реконструируются по специальной городской программе.
Естественно, что так называемы «частные» садики (подавляющие большинство которых существует фактически нелегально в обычных жилых квартирах) не могут соблюдать элементарные санитарные нормы и обеспечить безопасность детей, не говоря уж о наличии спортзалов. Об этом стоит задуматься тем, кто предлагает размещать детсады на первых этажах новостроек. Где в этом случае будут питаться дети? Как в типовом жилом здании разместить медицинский кабинет? И наконец, где детям гулять – под колесами автомобилей, постоянно проезжающих по дворам?
Да, очередь в детсады существует, и мэрия открыто признает наличие этой острой проблемы. Но правда заключается в том, что с трех лет (как и положено по закону) практически все архангельские дети могут рассчитывать на место в детском саду. И городской властью предпринимаются достаточно успешные и адекватные имеющимся в распоряжении города средствам усилия по сокращению очереди. Считаю, что в масштабах страны необходима федеральная программа массового строительства детсадов, в которой регионы и муниципалитеты принимали бы участие на условиях софинансирования. Кроме того, областные и федеральные власти могли бы помочь с выкупом зданий бывших детсадов, которые были проданы в частные руки. И наконец, возможно предусмотреть выплаты компенсаций родителям, чьи дети не попадают в садики. Соответствующие предложения мы направляли в министерство образования и науки РФ.
- Одна из самых актуальных проблем Архангельска – ветхое жилье. Удается ли ее решать?
- Мы привлекли средства фонда реформирования ЖКХ. В условиях кризиса это самый реальный источник финансирования программы возведения социального жилья. Мы стремимся выполнять все рекомендации Фонда и продолжить участие в его программах, с тем, чтобы сохранить темпы строительства муниципального жилья для переселения граждан из аварийного и ветхого фонда. В 2009 году в Архангельске организациями всех форм собственности построено 863 квартиры или 54,6 тысячи квадратных метров жилья. По программе строительства социального жилья мы построили 7 новых домов – 187 квартир или 9,9 тысячи квадратных метров. По городской программе «Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска» молодые семьи получают безвозмездные субсидии на покупку квартир в размере от 425 до 730 тысяч рублей. Продолжается покупка квартир для детей-сирот и ремонт жилья для ветеранов Великой Отечественной войны. Средства на эти мероприятия в бюджете не сокращены.
Нами разработан проект комплексной застройки перспективного микрорайона города. На площади в 37,9 га предполагается возвести 21 многоэтажный жилой дом с помещениями общественного обслуживания на первых этажах, два детских сада, две школы, а также спорткомплекс. По предварительным данным, общая жилая площадь нового микрорайона составит около 155 тысяч квадратных метров. Мы готовы рассматривать предложения инвесторов из Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России и из-за рубежа.
За два года мы привлекли на ремонт многоквартирных домов свыше 337 миллионов рублей из федерального бюджета. Вместе с областными и городским деньгами в обновление жилфонда города уже инвестировано свыше 423 миллионов рублей, отремонтировано 385 домов. В этом году нам удастся обновить еще 219 домов. Всего на ремонт выделяются 522 миллионов рублей, в том числе 456,41 миллиона рублей из федерального бюджета, 8,434 миллиона рублей составит софинансирование из областного бюджета и 22,64 миллиона рублей – из городского. Это является серьезным подспорьем для нашего жилищного хозяйства. Кроме того, сейчас готовится заявка на получение дополнительных средств Фонда ЖКХ. Мы разрабатываем программу ремонта еще на 50 миллионов рублей. В течение месяца 30 управляющих компаний и 16 ТСЖ предоставят в мэрию пакеты документов для предоставления им субсидий на ремонт многоквартирных домов. До 1 декабря в 92 домах будут отремонтированы кровли, в 184 домах обновят инженерные сети. Приведут в порядок фасады 88 домов и в 17 - подвальные помещения. Лифты заменят в 15 домах.
- В Архангельске 57 управляющих компаний, 266 ТСЖ и жилищных кооперативов. Ведется ли работа с недобросовестными управляющими компаниями?
- С одной стороны, такое число управляющих компаний и ТСЖ – это дополнительные сложности по управлению системой ЖКХ. Но, с другой стороны, Архангельск одним из первых городов на Северо-Западе перешел на новую рыночную систему в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Любая реформа не свободна от недостатков. Но ведь и в советское время ЖЭКи были чуть ли не главными объектами критики. Помните героя Леонида Куравлева – слесаря Афоню из одноименного фильма? Ситуация ведь мало изменилась. Но это не значит, что нужно опускать руки. Ведь на самом деле все как раз у нас, жильцов, в руках. По действующему Жилищному кодексу мэрия не вправе вмешиваться в отношения между собственниками жилья и выбранной ими управляющей компанией. Тем не менее, в интересах горожан, муниципалитет находит формы контроля за работой УК.
В каждом округе Архангельска созданы комиссии, в состав которых вошли главы окружных администраций или их заместители, представители управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, а также информационно-расчетного центра. Мэрия контролирует деятельность управляющих компаний по двум направлениям: благоустройство территории и предоставление качественных услуг населению. В случае выявления нарушений правил благоустройства к руководителям УК применяются штрафные санкции. Что касается обязанности УК предоставлять качественные услуги населению, то по жалобам жителей представители городской власти выезжают на место, составляют акт о непредоставлении услуги и передают данные в правоохранительные органы. В случае систематического ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязательств муниципалитет вправе инициировать проведение внеочередного общего собрания собственников об одностороннем отказе от исполнения договора управления. В прошлом году горожане сменили шесть нерадивых УК.
- В Архангельске пассажирский транспорт в основном частный. В феврале 2010 года на линии вышли автобусы муниципальных предприятий «АПАП - 1» и «АПАП – 2». Что показал анализ работы этих предприятий?
- Сейчас ежедневно на городские маршруты выходит 500 автобусов, из них 80% - ПАЗы, 15% - «Газели». Мы приняли участие в федеральной программе и получили на условиях софинансирования 100 миллионов рублей, закупив на них 39 больших автобусов. Из них на маршрутах ежедневно работают 33-35 автобусов. Остальные проходят профилактическое обслуживание. В отличие от частников, муниципальное предприятие строго соблюдает все регламенты по техническому состоянию автобусов.
В то же время муниципальные перевозчики подвергаются постоянному давлению со стороны частников. Часто «пазики» устраивают так называемую «коробочку», пристраиваясь впереди и сзади нашего автобуса, нарушают график движения, создают аварийные ситуации. Нередко впереди нашего автобуса пускают несколько «пазиков», чтобы забрать пассажиров.
Муниципальный транспорт всегда был дотационным. На сегодня убытки предприятия составляют 2 миллиона рублей. Но мы должны понимать, что это плата за то, чтобы люди на окраинах города могли пользоваться социально значимыми маршрутами, от которых частники вообще отказываются. Кроме того, мы полностью выполняем обязательства по бесплатному проезду ветеранов войны в наших автобусах.
- Сейчас лето, но актуальнейший для Севера вопрос – подготовка к зиме. Какие изменения планируются в энергетическом комплексе столицы Поморья?
- Серьезные изменения произошли в малой энергетике. В Архангельске, помимо ТЭЦ, отапливающей до 80% города, есть 70 локальных котельных, дающих тепло и горячую воду на окраинах. Теперь ими будет управлять новое ОАО «Архинвестэнерго», созданное с участием муниципалитета. Создание ОАО повысит инвестиционную привлекательность объектов коммунальной энергетики и позволит ускорить модернизацию котельных, теплосетевого и электросетевого хозяйства города. Город вошел в уставной капитал имуществом - объектами тепло- и энергоснабжения.
Сегодня есть возможность провести модернизацию теплоэнергетического хозяйства. В свою очередь, в свете реализации федерального закона «Об энергоэффективности» модернизация повлечет снижение затрат, и в дальнейшем инвестор сможет компенсировать свои вложения. Интерес города – получить новый котельный парк. Сейчас у нас есть котлы 1913 года выпуска, их КПД составляет всего 16%. В ближайшие два-три года с учетом требований закона «Об энергосбережении» в сферу коммунальной энергетики и электросетевого хозяйства необходимо направить более 860 миллионов рублей. Это позволит завершить строительство четырех новых котельных, провести реконструкцию, капремонт, установку дополнительного оборудования на целом ряде других объектов, заменить 15 километров ветхих теплосетей.
Учредителем «Архинвестэнерго», кроме муниципалитета, является управляющая компания «Энергия Белого моря». Этот проект - государственно-частное партнерство, который реализуется в форме ОАО, контрольный пакет (51%) в уставном капитале которого принадлежит правительству Архангельской области, еще 49 % - Роскомэнерго. В итоге мы можем привлечь в город частные инвестиции при полном сохранении контроля со стороны государства. Для горожан это значит, что Архангельск сможет избежать дальнейшего стремительного роста тарифов, обновляя при этом обветшавшее коммунальное и энергетическое хозяйство.
Что касается Архангельской ТЭЦ, то главное направление модернизации – переход на газ. Эта идея стала реализовываться пять лет назад. Перевод 4 котлов ТЭЦ на голубое топливо должен быть завершен к 20 августа, первая пробная топка запланирована уже в июне. Уже смонтирована цифровая система автоматического управления. Оставшиеся два котлоагрегата и три водогрейных котла перейдут на газ в следующем году. Если рост цен на газ будет происходить в пределах утвержденных правительством РФ 15%, то при переходе на газ рост тарифа на тепло составит 6,4%. При работе на мазуте рост составит 16%. Таким образом, при переходе на газ ежегодный рост тарифа для граждан будет меньше прогнозируемого уровня инфляции.
Архангельск также активно включается в программу газификации. В городском бюджете предусмотрено 15 миллионов рублей на проектирование новых котельных и разводящих сетей. В поселке Силикатного завода в этом году планируется перевести на газ первую в городе котельную. Кроме того, там многоквартирные дома уже оборудованы тепловыми пунктами, способными работать на газе. Готов проект котельной на улице Пограничной, ее строительство позволит закрыть до десяти старых мазутных и угольных кочегарок. Мы понимаем, что газификация – это реальная возможность модернизировать городское энергетическое хозяйство и поступательно движемся в этом направлении.
- В марте 2008 года была разработана стратегия социально-экономического развития города Архангельска до 2030 года. Каковы ее основные направления?
- Мы связываем динамику развития областного центра с реализацией серьезных инвестиционных проектов федерального уровня, в которых нашему городу должно отводиться достойное место. Стратегия развития Архангельска предполагает вписывание планов развития города в федеральные программы, позиционирование его как транспортно-логистического, инжинирингового, научно-образовательного и рекреационного центра. Сегодня наш город снова востребован государством как столица Арктики, как центр освоения шельфа, как исходный пункт Северного морского пути.
Разрабатывая перспективные планы, мы учитываем все федеральные инвестпроекты, способные оказать непосредственное влияние на социально-экономическое развитие области в целом и Архангельска, в частности. Прежде всего, это разработка Штокмановского газового месторождения, строительство глубоководного порта у острова Мудьюг и железной дороги «Белкомур», создание федерального университета и многопрофильного медицинского центра. Архангельск, так или иначе, включается в мировые инвестиционные и коммуникационные процессы.