ОШ (Киргизия), 17 июн — РИА Новости, Дмитрий Виноградов. Точное число жертв столкновений на юге Киргизии до сих пор не подсчитано. Киргизские власти признают, что погибших может быть в разы больше, чем официальная цифра в около 200 человек.
В больницах и на кладбищах Оша корреспондент РИА Новости убедился, что официальные данные сильно занижены.
"В моргах я видел не менее 200 тел"
"Когда я забирал тело своего брата из морга, то расписался в тетради под номером 79, — вспоминает Мирлан Матиканов. Его брата Улана убили в первый день столкновений, 11 июня. — Морг городской больницы просто забит был трупами. Они лежали вповалку на автомобильных прицепах".
Как утверждает Мирлан, он видел не меньше двухсот тел. И врачи еще сказали ему, что со многих улиц тела на тот момент еще и не начинали убирать.
"Он просто выходил из мечети. Убивать возле мечети — это большой грех. Но убийцы пошли на это. Хотя это была пятница — самый святой для мусульман день", — рыдает Мирлан.
Он показывает на телефоне фотографии убитого брата — на его теле хорошо видно множество дырок от пуль.
"Двадцать пуль в нем было", — говорит Матиканов.
Эта бухгалтерская точность как-то нелепо смотрится рядом с эмоциональными воспоминаниями Мирлана о своем брате.
Десятки новых могил на кладбище
Мы приехали с Мирланом на кладбище в пригороде Оша под названием Актилек. Местные говорят, что это слово переводится "благое пожелание". Поселок появился в 1990 году, вскоре после столкновений между киргизами и узбеками. Тогда люди надеялись, что вражда больше не повторится, но надежды не оправдались.
Теперь кладбище в Актилеке пополнилось пятью десятками свежих могил.
"Это еще мало, — комментирует кто-то из Матикановых. — Многих увозят в горы, куда-нибудь в Алай (поселок в 100 км от Оша) — на родину родителей и предков".
Могилы выглядят как аккуратные кучки песка с воткнутыми палками, даже без имен похороненных — по местным обычаям, обустраивать кладбища начинают только через год после смерти покойника. Поэтому хорошо видно, как их много, свежих могил. На одной насыпаны зерна кукурузы, лежат речные камни и венок: "С глубокой скорбью от УВД Ошской области". Здесь похоронен милиционер, погибший в беспорядках. Рядом еще одна могилка, восьмилетней девочки.
"Она просто играла на балконе, услышала на улице шум и подняла голову над перилами — посмотреть, что здесь. Ей тут же прямо в лоб ударила пуля снайпера, — сквозь слезы рассказывают ее родственники. — Даже цветы на могиле еще не завяли", — комментирует кто-то и поправляет букет.
Жертвы снайперов
Погибших от пуль снайперов вообще удивительно много. Кто эти снайперы, откуда они взялись и в чьих интересах действовали — большая загадка.
"У нас всегда хоронили все вместе — узбеки, киргизы, другие национальности, в том числе русские", — рассказывает Матиканов и машет рукой на пригорок с длинным рядом православных крестов.
Но в последнее время ошское добрососедство разных народов рискует быть надолго похороненным. Родственники погибших обозлены до предела. Представители враждующих национальностей на одних и тех же кладбищах предпочитают не появляться — есть риск остаться рядом со своими покойными близкими. Поэтому киргизы хоронят в основном на крупных кладбищах — таких, как в Актилеке. Узбеки выбирают небольшие кладбища поближе к своим махаллям (в мусульманских странах квартал с мечетью). Но они тоже рассказывают мне про таинственных снайперов.
"Темурмалик просто сидел на улице с друзьями. Остановилась машина без номеров, высунулось дуло. Пуля попала в шею и вышла из противоположного бока", — рассказывает обстоятельства смерти сына Темур-Малика узбек Авазхан Жураев, которого корреспондент РИА Новости нашел на кладбище в поселке Андижан-коче (улица Анжанская). Сыну было 17 лет.
"Это точно снайпер был. Я когда забирал сына из морга при Нариманской больнице, видел там десятки тел. У всех по одному ранению было, — утверждает Авазхан.
Теперь кладбище на Андижан-коче пополнилось десятками свежих могил.
"Каждый день сюда привозили по двадцать новых трупов", — рассказывает Жураев. Он это видел, потому что с родственниками и друзьями приходил сюда каждый день.
Врачей убивали на вызовах
А ошские больницы до сих пор заполнены ранеными, пострадавшими в столкновениях.
"У нас в больнице до сих пор 127 раненых, пострадавших в тех столкновениях", — рассказал корреспонденту РИА Новости Абдижалил Муратов, директор Территориальной городской больницы Оша.
По его словам, у пострадавших в основном пулевые ранения, но много и ножевых.
"Многих мы уже по домам отпустили. Но есть тяжелораненые. Двое — в крайне тяжелом состоянии. 11 человек, к сожалению, умерли на наших койках", — говорит он.
В столкновениях страдают и сами врачи.
"Несколько "скорых" обстреляли. Первые дни после столкновений врачи даже боялись внутрь кварталов заезжать, — жалуется врач областной больницы Гуля.
А накануне убили врача из детской областной больницы Юсупа Ахматова. Со слезами в голосе Гуля рассказывает, что врача вызвали в махаллю помочь какому-то ребенку и там убили. Помог ли кто-нибудь ребенку, теперь неизвестно.