Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Превосходительство Юрия Соломина

Каким бы талантливым не был театральный актер, широко известным и популярным его делает все же, кино. И в этом смысле, народный артист СССР Юрий Соломин, которому 18 июня исполняется 75 лет, не является исключением.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости

Каким бы талантливым не был театральный актер, широко известным и популярным его делает все же, кино. И в этом смысле, народный артист СССР Юрий Соломин, которому 18 июня исполняется 75 лет, не является исключением.

«Скажите, Павел Андреевич, вы шпион? - Видите ли, Юра...» Именно Соломин приучил зрителей к тому, что из всех белогвардейцев самым

интеллигентным и умным может быть только советский разведчик, как это произошло с его самой знаменитой ролью – капитана Павла Кольцова в телефильме «Адъютант его превосходительства» (1969). Аудитория и не подозревала, что реальный прототип отважного Кольцова, адъютант командующего Добровольческой армией Май-Маевского, штабс-капитан Павел Макаров на самом деле не блистал ни образованием, ни манерами, как не был и засланным чекистом-нелегалом.

60-70-ые потребовали нового героя. Интеллигента-романтика, «комиссара в пыльном шлеме», по образному выражению Окуджавы. Социалиста с человеческим лицом, который пришел в революцию по убеждению. Таким, например, изобразил красноармейца Некрасова в фильме «Служили два товарища» (1968) Олег Янковский, наследственный дворянин по отцу. Таков одержимый идеей нового революционного театра режиссер Владимир Искремас в исполнении Олега Табакова в ленте «Гори, гори моя звезда» (1969).

Соломин же сыграл не столько профессионала разведки, действующего во враждебном окружении, сколько обычного человека, со всеми присущими ему слабостями. Но, тем не менее, в его Кольцове чувствовался скрытый стержень, благородный мужской характер, не позволяющий ему в трудный момент струсить или пойти на сделку с совестью. Его герой пожертвовал собой ради общей победы над врагом.
Любопытно, что это был блестящий экспромт режиссера-постановщика фильма Евгения Ташкова, который чуть ли не в последний момент заменил Михаила Ножкина на Юрия Соломина. «Мы как-то привыкли, чтобы герой, играющий подобные кинороли, и выглядел «героически» - был высоким, широкоплечим. А здесь невысокого роста человек, неброский внешне», - пояснял позднее Ташков мотивы своего решения, когда внимательнее вгляделся в лицо будущего исполнителя главной роли. Впрочем, судьбе было угодно свести через несколько лет обоих актеров в одном проекте о гражданской войне – «Хождении по мукам» Ордынского.

В чем причина такого решения? На мой скромный взгляд, в обаянии личности. Черта, которая необходима не только разведчику, но и актеру. В чем-то Кольцов Соломина похож на Штирлица Тихонова, еще одного знаменитого киноразведчика, который появился спустя несколько лет после «Адъютанта его превосходительства».  Творческое пересечение двух именитых актеров представляется мне неслучайным – они являют похожий тип человека. Надо отметить, что знаменитая актриса Вера Пашенная некогда рекомендовала Сергею Бондарчуку попробовать Юрия Соломина на роль князя Болконского в фильме «Война и мир», которую позже сыграл Тихонов. Характерно, что оба потом сыграли современных чекистов в фильме «ТАСС уполномочен заявить» (1984), как бы продолжив «генеалогическую» линию своих популярных героев, а в сериале «Исаев» (2009) Соломин сыграл отца Всеволода Владимирова, будущего Штирлица.

Во многом благороден и другой известный киногерой Соломина, Иван Телегин, из телефильма «Хождения по мукам» (1977), на фоне остальных героев являющийся наиболее цельным и демократическим персонажем. Если и Катя, и Даша, и Рощин (лучшая, на мой взгляд, кинороль Михаила Ножкина) мечутся в кровавом вихре революции, то инженер, а затем, офицер-окопник, Иван Ильич добр, прост, прям и честен. Как говорит ему один персонаж: «Ты на ладошке: долг, преданная любовь и самокритика. Честнейший служака и добрейший парень. И жена тебя будет обожать, когда перебесится. И потому еще тебе жизнь легка, что ты старомодный тип…»

Русский интеллигент. Увы, несовременный и почти вымирающий. Именно таков путешественник Николай Миклухо-Маклай из «Берега его жизни» (1985), советский композитор в мелодраме «Мелодии белой ночи» (1977), майор Алексей Звягинцев из ленты «Блокада» (1977). Не говоря уже о роли исследователя Дальнего Востока писателя Владимира Арсеньева в оскароносном фильме Курасавы «Дерсу Узала» (1975), благодаря которому Соломина узнали в 96 странах мира, куда в свое время был продан фильм.

Впрочем, он многоплановый актер, в его «багаже» имеются и острохарактерные герои. Таков, например, его весьма эксцентричный банкир Генрих Айзенштайн, браконьер и ловелас, обманщик и вместе с тем, ревнивый муж из музыкального фильма «Летучая мышь» (1979).
Был он и министром культуры России, но главная его роль уже много лет – художественный руководитель старейшего и уважаемого в России Малого театра, одного из немногих, где артисты говорят на нормальном русском языке, а произведения классиков играются не по мотивам. Неудивительно, что, несмотря на успех в кино, у Соломина никогда не было острого желания уйти из театра, в котором он служит с 1957 года.

Он старомодный тип. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала