Пять лет назад в Москве для помощи коммунальным службам, у которых возникали сложности с уборкой улиц из-за неправильно припаркованных автомобилей, была создана «Городская служба перемещения транспортных средств». С 2006 года, несмотря на постоянные предупреждения о возможной эвакуации машин в случае неправильной парковки, работы у службы меньше не стало. О том, где в городе чаще всего эвакуируют машины и какова судьба невостребованных автомобилей, РИА Новости рассказал руководитель службы Сергей Лукьянов.
- Парковка с нарушением правил дорожного движения стала для Москвы настоящим кошмаром. Сергей Александрович, сколько транспортных средств было эвакуировано со времени создания службы? Для вашей службы существует «горячее» время?
- Решение о создании службы было принято в 2006 году. Основной задачей службы было обеспечение беспрепятственной уборки улиц. Потом эти функции стали расширяться.
Эвакуаторы стали привлекаться на чрезвычайные ситуации. Один из первых случаев – обрушение Бауманского рынка. В прошлом году – пожар на Озерной улице, где служба эвакуировала 129 машин. Работа проходила в чрезвычайных условиях, там земля плавилась.
Помимо этого, сейчас активно работаем с «Мосгортрансом» - есть такая вопиющая категория – брошенные машины на остановках общественного транспорта. Пассажиры вынуждены выходить на проезжую часть, чтобы совершить высадку или посадку на автобус. И транспорт, который стоит на пешеходных переходах и тротуарах, где не могут пройти ни женщины с колясками, ни инвалиды. Ежедневно по заявке «Мосгортранса» убираем не менее 10 машин.
Всего за 4,5 года существования службы было задержано более 760 тысяч транспортных средств. Более половины из них, 474 тысячи, было перемещено на спецстоянки, а остальные были перемещены по заявке подрядных организаций, например, коммунальных служб, или выданы на месте задержания.
- Сколько сейчас эвакуаторов находится в автопарке службы и достаточно ли этого количества машин для эффективного выполнения работы?
- У нас 100 подъемных эвакуаторов, может добавиться еще пять натяжных эвакуаторов, поскольку сейчас нам вменяется работа с нетрезвыми водителями. Сотрудники ДПС приглашают нас, чтобы мы увезли машину нетрезвого водителя на штрафстоянку. Натяжные машины – это прямой вариант, когда эвакуатор встает перед машиной, которую нужно забрать, и подтягивает ее на платформу. В городе на этих эвакуаторах работать не очень удобно, так как обязательное условие его работы – свободное место перед машиной, которого в столице практически нет. На подъемных эвакуаторах наличие крана позволяет забрать машину с расстояния в несколько метров.
Расширение наших функций потребовало создание специальной рабочей группы, которая работала бы только с нетрезвыми водителями.
- По каким маршрутам работают эвакуаторы? Какие маршруты самые напряженные?
- В обычные дни работа идет по 25 маршрутам. В основном пытаемся очистить центральную часть города, выездные магистрали - такие как Ленинградка, Волоколамка. Для оперативного реагирования созданы места постоянного дежурства эвакуаторов. Это позволит не допустить длительного простоя общественного транспорта в пробках из-за неправильно припаркованных машин.
Самый напряженный маршрут – Тверская. Также непросто приходится там, где большое количество супермаркетов. Мы 4,5 года приучали автовладельцев не парковаться около ТЦ «Атриум», каждый день вывозили несметное количество машин, эвакуаторы работали в режиме конвейера. Но водители у нас упорные - пока мы грузим одну машину, за эвакуатором выстраивается очередь, чтобы поставить свою машину на освободившееся место. В итоге, конечно, пока водитель где-то ходит, его авто эвакуируют. Эвакуированные автомобили отправляются на штрафстоянки.
- Сколько таких штрафстоянок существует в городе и на сколько мест? Не планируется ли увеличивать количество стоянок?
- Количество стоянок достаточно. В настоящее время действует 12 рабочих стоянок и 6 резервных. Это значит, что если нужно срочно что-то вывезти и в больших количествах, мы обеспечены местами. Есть стоянки на 80 мест, есть на 200. Есть поближе, есть удаленные, но фактически стоянки есть в каждом округе.
- В среднем, сколько времени обычно автомобили задерживаются на стоянках и какова стоимость хранения? Есть ли машины, которые их владельцы годами не забирают?
- Эвакуация - полностью бесплатная процедура. Первый день хранения на стоянке тоже бесплатный. Если в течение первых суток водитель оформляет документы, а 95% так и делают, то нужно заплатить штраф за неправильную парковку. Вторые и третьи сутки – 40 рублей в час, после третьих суток – 80 рублей в час. Есть машины, которые стоят с начала работы службы, с 2006 года, порядка 20 штук.
Как правило, это дальние российские регионы, там уже и найти сложно, кому принадлежит машина, но мы пытаемся найти. Есть категория водителей, которые перепродали свои автомобили. Точнее не продали, а предоставили другому человеку пользоваться транспортным средством по доверенности, забывая при этом, что они остаются владельцами транспортного средства, и все претензии будут предъявляться в первую очередь к ним.
Сейчас у нас почти 600 машин стоят на стоянках невостребованными, 90% владельцев этих машин - это люди, которые в силу своей юридической неподготовленности, решив расстаться со свои железным другом, написав кому-то доверенность и получив деньги, как правило, не очень большие, посчитали, что они свободны. В итоге получается – новый «хозяин» забрал машину, накуролесил на ней, а когда ее эвакуировали, он ее даже не стал забирать. А мы находим настоящих владельцев и предъявляем им претензии. А это не малые деньги.
- Как служба решает проблему с такими невостребованными автомобилями?
- Подаем в суды на таких владельцев. Мне часто приходят письма «я эту машину давно продал, отстаньте от меня». Извините, вы не продали, вы отдали. Если бы продали, вы бы оформили все, сняли с учета. Сейчас у нас было 54 обращения в суд, 49 этих обращений суд признал в нашу пользу, с них всех в судебном порядке будут взысканы средства.
Остальные обращения потребовали дополнительной доработки. Сейчас по постановлению правительства мы должны взыскивать стоимость хранения не более чем за 2 месяца. Раньше ограничений по времени не было. Это ограничения ввели специально, потому что суммы оплаты за длительное хранение иногда совершенно дикие бывали - до миллиона дело доходило. Была одна скандальная ситуация, когда владелец «Оку» не хотел забирать, 700 тысяч нужно было заплатить. Поэтому решили ограничить, но сумма все равно немалая – 111 тысяч. А утилизировать машину мы не имеем права. Мы можем отдать ее хозяину, и уже он тогда ее утилизирует, предварительно выплатив стоимость хранения.
Есть другой путь: когда хозяин заключает с нами контракт рассрочки выплаты на 3 года. Сейчас у нас много таких контрактов - более 60. Мы можем отдать машину сразу, и хозяин может ее продать по частям или утилизировать и постепенно выплачивает эту сумму.
- Случается ли, что при эвакуации машины повреждаются? Каким образом урегулируется этот вопрос с автовладельцами?
- Вся наша деятельность застрахована. Застрахован подъем, провоз, хранение. Да, на первой стадии были случаи повреждения автомобилей. Потом требования к водителю эвакуатора выросли: он не выйдет на линию, пока не пройдет специальную подготовку. Теперь повреждения случаются, только если какая-нибудь авария на дороге, но это единичные случаи. Страховая компания, которая нас обслуживает, производит выплаты по всем рискам. Бывают случаи, когда автовладельцы стараются старые повреждения своего авто нам приписать, но при задержании машина описывается, все фотографируется, все вмятины и царапины заносятся в акт. Нам удалось за пять лет решить очень много вопросов, которые раньше были болезненны.
- Во многих московских дворах есть брошенные машины. Может ли служба забрать такую машину по заявлению жителей? Что потом с этой машиной происходит?
- Нет, по заявке частного лица мы забрать машину не можем, только по заявке от префектуры или соответствующих служб. Как правило, заявки приходят от ДПС. Каждая машина, к которой мы прикасаемся, заносится в протокол. То есть если вашу машину перед Парадом Победы эвакуировали, значит, в протоколе есть сведения о том, где забрали, как она выглядела. Каждый эвакуатор оборудован системой навигации, его путь можно проследить до минуты. Если возникает какая-то проблемная ситуация, можно восстановить все действия эвакуатора: как ехал, что делал, где останавливался. Это исключает вариант любого злоупотребления. За последнее время я не получил ни одного сигнала.
- Кстати о Параде Победы. Много ли машин пришлось переместить?
- В ночь перед Парадом убрали с улиц 314 машин, работали 90 эвакуаторов. Акцент делали на Ходынку, Ленинградский проспект и, конечно, улицы, прилегающие к Красной площади. Много работали в Лужниках перед праздничным концертом. Я старался лично присутствовать на самых ответственных участках.
Конечно, старались машины переставить в пределах видимости от старого места, ведь не все же нарушают правила парковки. А по большому счету, ни одно крупное мероприятие не проходит без эвакуаторов.
- Какова ежегодная общая сумма выплат автовладельцами штрафов? Эти выплаты покрывают расходы, связанные с деятельностью службы?
- Сумма, которую должен выплатить водитель, оплачивается в банке, деньги поступают на счет нашего предприятия. В конце года сумма аккумулируется и деньги автоматически поступают в бюджет города. В прошлом году городу было начислено около 8 миллионов рублей. Это единственная прибыль службы, но мы не имеем право ею воспользоваться.
Город умышленно взял на себя все расходы по содержанию предприятия, хотя они и гораздо больше, чем доходы. Но никто же не считает экономический эффект от нашей деятельности. Возьмем тот же пожар на Озерной улице, 129 машин было эвакуировано, а если бы они пострадали, городу пришлось бы возмещать убытки. Или взять взрывы в метро, где работали все наши эвакуаторы - ведь туда же ни одна "скорая помощь" не смогла бы подъехать. Наша деятельность дает возможность другим жизненно важным городским службам выполнять свою работу.