О перспективах сотрудничества России и Пакистана в области наркоконтроля, и о том, какие меры Исламабад предпринимает для борьбе с наркотрафиком из Афганистана, корреспонденту РИА Новости Евгению Пахомову рассказали глава министерства по наркоконтролю Пакистана Арбаб Мухаммад Захир (Arbab Muhammad Zahir) и федеральный секретарь правительственного подразделения по контролю за наркотиками (Narcotics Control Division) Тарик Хоса (Tariq Khosa).
- Пакистан находится по соседству с Афганистаном, который давно превратился в главного мирового производителя наркотиков-опиатов. Удается ли Исламабаду противостоять наркотической угрозе, и сотрудничаете ли вы с российской стороной?
- Арбаб Мухаммад Захир: Я хочу начать с того, что мы намерены в самое ближайшее время подписать новый договор с Россией о сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. (Действие предыдущего договора закончилось в 2007 году – прим. ред.). Обновленный договор уже лежит у меня на столе. Вы первое СМИ, которому мы сообщаем, что мы готовы представить этот договор на одном из ближайших заседаний кабинета министров для одобрения. После чего наша делегация намерена отправиться в Россию, чтобы его подписать.
- Когда может состояться это подписание?
- Арбаб Мухаммад Захир: Мы хотим сделать это как можно скорее, документ будет готов к подписанию немедленно после одобрения кабинетом. Возможно, это произойдет даже уже в июне. Как бы то ни было, мы рассчитываем, что новый договор будет подписан уже этим летом.
По этому договору мы намерены производить обмен оперативной информацией, предпринимать совместные меры для борьбы с незаконными операциями, связанными с наркотиками, такими как транспортировка, производство, распространение наркотиков, организовывать больше встреч с российскими коллегами и так далее.
- Россия выказывает серьезную озабоченность по поводу непрекращающегося потока наркотиков из Афганистана. Какова позиция Пакистана по этому вопросу?
- Арбаб Мухаммад Захир: Мы тоже ощущаем серьезные последствия наркотического производства в Афганистане. К сожалению, немало молодых людей в Пакистане в возрасте от 16 до 35 лет принимают наркотики. Не забывайте, что Пакистан имеет протяженную границу с Афганистаном - около 2,5 тысячи километров - которая даже еще полностью не демаркирована. И это серьезная проблема. В Пакистане созданы специальные антинаркотические силы, которые предназначены для борьбы с наркотрафиком и производством наркотических веществ. Мы также предпринимаем меры, чтобы препятствовать доставке химических веществ, которые используются для производства героина из опиума.
- Тарик Хоса: Мы полностью разделяем растущую озабоченность России в связи с проблемой афганских наркотиков. Россия открыто говорит о том, что если в Афганистане размещены многочисленные иностранные силы, они должны взять ситуацию с наркотиками под контроль. Мы согласны с такой постановкой вопроса. И это не случайно: 93% опиатных наркотиков приходят в мир из Афганистана. По оценкам ряда международных организаций, 6900 тонн опиатов было произведено в Афганистане в прошлом году. Это огромная цифра, и мы, конечно, хотели бы, чтобы Афганистан остановил это производство.
- Сколько пакистанцев заражены опийной наркоманией?
- Арбаб Мухаммад Захир: Мы сейчас проводим специальное исследование по этому поводу, которое будет завершено в концу года. Но по предварительным оценкам около 500 тысяч человек в Пакистане сегодня употребляют героин, еще около 4,5 миллиона употребляют каннабис и гашиш. Для 170-миллионной страны это, конечно, серьезная проблема.
- Исламабад имеет давние связи с США, ставите ли вы перед американскими партнерами вопрос о необходимости активнее бороться с производством наркотиков в Афганистане?
- Тарик Хоса: Да. Например, мы говорили об этом в ходе визита в Пакистан заместителя госсекретаря США по вопросам международной борьбы с наркотиками и правоохранительной деятельности Дэвида Джонсона в апреле. Мы призвали американских партнеров играть более активную роль в борьбе с наркопроизводством в Афганистане. Мы также договорились о развитии сотрудничества в этой области, о лучшей координации между соответствующими ведомствами США и Пакистана, об активизации обмена информации. Могу сказать, что уже есть примеры совместных операций, проведенных с участием антинаркотических ведомств двух стран. Поэтому мы можем сказать, что сотрудничество между США и Пакистаном в этой области развивается.
- По информации пакистанской прессы, в Пакистане, который провозгласил себя несколько лет назад страной, свободной от выращивания опиатов, сейчас вновь появились поля опийного мака. Так ли это? И как вы намерены противостоять этому?
- Тарик Хоса: Мы считаем, что с 2002 года Пакистан остается страной, свободной от выращивания опиума. Оценки, появившиеся в прессе, - это официальные цифры. Мы открыто говорим о своих проблемах. Согласно международным оценкам, страна считается свободной от опиатов, если в ней выращивают опий на площади менее 1000 гектаров. По нашим данным, в ряде регионов в районе афганской границы действительно появились поля общей площадью 1,7 тысячи гектаров. Это небольшое превышение "нулевой нормы". Мы уже прилагаем усилия для борьбы с этим, и хочу вас заверить, что эти поля будут уничтожены.
- Арбаб Мухаммад Захир: Проблема в том, что в регионах, о которых идет речь, трудно предпринимать профилактические меры. Как я уже говорил, граница фактически открыта, в приграничных районах активно действуют вооруженные террористические группировки. Все это усложняет нашу задачу.
- По территории Пакистана проходит один из основных маршрутов транспортировки афганских наркотиков. Можно ли остановить этот поток?
- Арбаб Мухаммад Захир: По нашим оценкам, через Пакистан идет около 30 процентов наркотиков, вывозимых из Афганистана. Другие пути - через Иран и через государства Средней Азии. Наркотики идут часто через пакистанскую провинцию Белуджистан - она ближе к Аравийскому морю. Оттуда наркотики отправляются дальше. Нельзя сказать, что этот "наркотический путь" - какая-то отдельная дорога. Через границу идет множество путей, дорог, троп, перевалов. Наркотики доставляются и на животных, и на автомобилях, их несут отдельные люди. Как только их ни пытаются прятать! И во фруктах, например в плодах манго, даже вшивают в ковры.
- Тарик Хоса: Мы организовали специальные посты на дорогах, проводим очень серьезную проверку в аэропортах и в портах. У нас есть специальное оборудование, специально обученные собаки. Хочу отметить, что по числу арестованных за транспортировку наркотиков Пакистан входит в первую тройку среди государств мира. По числу обнаруженных наркотиков Пакистан также входит в число лидеров. Я сейчас не могу назвать вам точные цифры, но уже эти данные показывают, что мы делаем все возможное.
- Сколько стоит героин на черном рынке Пакистана?
- Арбаб Мухаммад Захир: В среднем около 200 тысяч пакистанских рупий за килограмм (около 2350 долларов США). На Западе эта цена возрастает в разы.
- Тарик Хоса: По нашим данным, 60% вывозимого из Афганистана героина идет в Европу, это приносит европейским наркогруппировкам около 30 миллиардов долларов ежегодно. Еще 7 - 10 % приходит в Америку, остальной мир получает оставшиеся 30%.
- Пакистану удалось уничтожить в стране выращивание опиума. Что бы вы посоветовали своим афганским коллегам, чтобы победить выращивание опия?
- Тарик Хоса: Прежде всего необходимо предпринять жесткие меры, проводить операции по зачистке от маковых посевов. Затем - это развитие территорий, на которых выращивался мак, предоставление помощи фермерам, бесплатная раздача семян новых культур. В Пакистане мы заручились при этом поддержкой местных вождей и старейшин, которые разъясняли людям необходимость таких мер. Но прежде всего необходимы жесткие, решительные действия.
- То есть такие, каких не предпринимают в Афганистане?
- Тарик Хоса: Да, афганцы так пока не действуют.
- Что должны делать страны-соседи Афганистана для борьбы с наркоугрозой?
- Арбаб Мухаммад Захир: В том числе активно развивать международную кооперацию. В Ташкенте на днях прошел саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Пакистан, который имеет статус наблюдателя в организации, на этой встрече представлял президент страны Асиф Али Зардари. В числе других тем обсуждались и вопросы борьбы с наркотической угрозой. Пакистан заинтересован в развитии сотрудничества со странами ШОС во всех областях, в том числе и в этой области.
- Тарик Хоса: Я хочу сообщить вам, что у нас разработана новая антинаркотическая политика, которая также будет представлена кабинету на одобрение. Нами предложен мастер-план, рассчитанный на 5 лет, на эти цели предусмотрено выделение 10 миллиардов рупий (более 117 миллионов долларов). И важная часть этой стратегии - развитие сотрудничества с другими странами, в том числе с Россией.