ООН, 15 июн - РИА Новости, Дмитрий Горностаев. Совет безопасности ООН обеспокоен гибелью южнокорейского корвета "Чхонан" и продолжит обсуждение возможных шагов в связи с этим, но пока в Совбезе нет согласия относительно конкретных мер и вероятных сроков их принятия. Об этом заявил журналистам по окончании неформального заседания СБ ООН в понедельник председатель Совбеза, постпред Мескики Клаудио Эллер.
Южнокорейский корвет "Чхонан" затонул в Желтом море 26 марта. Погибли 46 моряков, спаслись 58. В Южной Корее было проведено расследование с привлечением западных специалистов, на основе которого сделан вывод, что корвет уничтожила Северная Корея. КНДР отвергает эти обвинения, о чем вновь заявила на неформальном заседании Совбеза. Южнокорейская сторона представила Совбезу доклад о своем расследовании, продемонстрировав расчеты экспертов, фотографии, видеозаписи и другие документы.
"Совет безопасности серьезно озабочен инцидентом, приведшим к гибели 46 моряков и оказавшим влияние на мир и стабильность на Корейском полуострове. СБ решительно призывает стороны воздержаться от любых действий, которые могли бы привести к эскалации напряженности в регионе и призывает к поддержанию мира и стабильности на Корейском полуострове. СБ продолжит консультации по этому вопросу", - сказал Эллер, отказавшись назвать сроки следующего рассмотрения вопроса.
"Мы продолжим консультации, чтобы выработать подходящее решение", - сказал Эллер.
Заседание Совбеза проходило в необычном формате "неформального диалога" в связи с тем, что две корейские делегации не пожелали находиться в зале вместе. Поэтому было решено провести встречу за пределами зала официальных заседаний Совбеза, причем сначала перед членами СБ выступила южнокорейская делегация, а затем свои аргументы представили дипломаты из КНДР.
Большинство западных членов СБ ООН встали на сторону Южной Кореи, назвав ее аргументацию убедительной. Мнение большинства западных членов Совбеза выразил постпред Японии Юки Такасо.
"Мы договорились продолжать консультации по вопросу о том, какие меры принять в связи с обращением Южной Кореи в Совбез. Япония и ряд других делегаций считают, что доказательств, продемонстрированных членам Совбеза, вполне достаточно, что они убедительны. Ряд наших коллег заявили, что они пока еще анализируют ситуацию", - подчеркнул Такасо.
По словам западных дипломатов, среди членов СБ ООН Россия и Китай, имеющие право вето, выражают сомнения в связи с выводами южнокорейских, американских, британских, шведских и австралийских экспертов об однозначной виновности КНДР. Китай ранее уже дал понять, что выступает категорически против принятия новых санкций в отношении Северной Кореи.
Однако и японский постпред также был весьма осторожен, рассуждая о возможной реакции Совбеза.
"Какое бы решение не принял Совбез, оно будет иметь политические последствия для Корейского полуострова. Ситуация там очень напряженная, и поэтому Совбез должен быть очень осторожным в своей реакции. Я думаю, что Совет должен отреагировать очень ответственно, чтобы избежать возможных негативных последствий", - сказал японский постпред, очевидно, намекая на невозможность принятия жесткой санкционной резолюции в отношении КНДР. Ранее на жесткой реакции в виде резолюции и возможных новых санкций настаивали Сеул и Вашингтон.
"Мы продолжим консультации, чтобы выработать подходящее решение", - сказал Эллер.
В свою очередь северокорейские дипломаты категорически отвергли обвинения и заявили, что настаивают на собственной проверке обстоятельств гибели корвета и направлении своих экспертов к месту, где корабль пошел ко дну.
"Мы не имеем никакого отношения к этому инциденту. Все выводы южнокорейской стороны сфабрикованы. Мы предлагаем направить наших экспертов в Южную Корею и к месту, где затонул корабль, для проверки выводов, которые сделаны в Сеуле. Мы настаиваем на том, чтобы Совет безопасности не обсуждал бы ничего (в ситуации вокруг гибели корвета), пока северокорейские эксперты не проверят выводы расследования Южной Кореи", - сказал заместитель постпреда КНДР при ООН Пак Ток Хун.
Таким образом, Совбез пока так и не решил, как реагировать на гибель корвета. На данном этапе он выразил озабоченность самим фактом того, что корабль затонул и что погибли южнокорейские моряки, однако воздержался от того, чтобы возлагать за это ответственность на Пхеньян.
В этой связи многие дипломаты в ООН предполагают, что итогом дебатов в Совбезе может стать заявление председателя, жесткое по формулировкам, но не имеющее юридически обязывающей силы - в отличие от резолюции Совета безопасности.