12 июня исполняется 60 лет первому и главному Асисяю России Вячеславу Полунину. Его имя знают по всему миру. Западная пресса называет его "лучшим клоуном эпохи", а поклонники – обыкновенным волшебником, чьи спектакли согревают сердца детей и взрослых.
Как и положено волшебнику, Вячеслав Полунин живет в собственном замке, переделанном из бывшей мельницы в парижских предместьях. Однако не забывает раз в год наведываться в Москву, чтобы показать свое знаменитое "Снежное шоу".
"Малыш" и Чаплин
Все началось еще в детстве. В маленьком городке Новосиль, что в Орловской области, жил мальчик, который больше всего в жизни любил смешить окружающих. С уроков его часто выгоняли за то, что постоянно смешил весь класс своими ужимками.
Одним из самых ярких впечатлений детства стал Чарли Чаплин. Однажды по телевизору показывали фильм "Малыш" со знаменитым комиком в главной роли. Но поскольку шел он очень поздно, мама не разрешила Славе досмотреть его до конца. Он проплакал до утра… Под впечатлением от фильма он нашел дома трость и огромные ботинки, в которых и отправился в школу чаплинской походкой.
Его первыми зрителями были друзья, затем начались выступления на районных конкурсах. После школы Полунин отправился в Ленинград. "Тогда я увлекался пантомимой. А для этого, несомненно, больше подходил Ленинград — весь его облик, вся культура. Невероятно стильный город. Город Гоголя, Достоевского и Хармса, поэтов, рок-музыкантов, город в себе, интроверт", - вспоминает Полунин в интервью "Известиям".
После нескольких неудачных попыток поступить в театральный институт Вячеслав Полунин оказался в Ленинградском институте культуры. Здесь он стал преподавать в группе под названием "Лицедеи".
Каждый год в студию Полунина приходило около ста человек, и каждый раз к концу года оставались только один или два артиста. "Если два, я считал - потрясающий год. Один – это хорошо, два из ста – гениально, выигрыш этого года. За 15 лет я собрал 15 человек, которых потом назвали "Театром Лицедеи"", - говорит Полунин.
Вскоре "Лицедеев" стали приглашать на большие сводные концерты и даже на телевидение. Полунинские миниатюры были прекрасно встречены зрителями, а их автор получил разнообразные призы, включая второе место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Переломным для него стал новый 1981-й год. Полунин позвонил в редакцию "Новогоднего огонька" и сказал, что у него есть совершенно новый номер. Какой именно он еще и сам толком не знал, но у него было предчувствие…
Цвет цыпленка и мудрости
Рождение нового номера и нового, ни на кого не похожего героя, произошло благодаря жене Вячеслава Полунина, Елене. Однажды она принесла сшитый дизайнерами мухинского училища желтый комбинезон, который привел Полунина в восторг. Он сразу же представил желтого, наивного цыпленка. А подумав, добавил к этому образу белый грим, красный клоунский нос в виде пробки от импортного дезодоранта, красный шарф и красные лохматые тапочки.
"Он совсем не был похож на того меня, который до сего дня вполне успешно работал на сцене. Он был чуть-чуть грустный, удивленный, нежный и почему-то одинокий. Он посмотрел на меня из своего Зазеркалья, подмигнул мне и изменил всю мою жизнь. А вскоре зрители дали ему имя – Асисяй", - цитирует Полунина "Новая газета"
Телезрители "Голубого огонька" встретили молодого клоуна бурей восторга. Диалог об одиночестве, любви и тоске оказался понятен многомиллионной аудитории без слов. Этот герой еще много раз появлялся на сцене в самых разных номерах "Лицедеев".
Карнавал как образ жизни
Еще на заре своей творческой карьеры Вячеслав Полунин задался грандиозной целью — превратить свою страну в карнавальную державу. Первую попытку Полунин осуществил в 1982 году, когда на ленинградский "Мим-парад" приехали около 800 артистов пантомимы со всех концов страны. А три года спустя ему удалось привезти в Москву клоунов с тогда еще малодоступного Запада, среди них были титулованный "король дураков" Джанго Эдвардс из Голландии и самый эпатирующий Франц Йозеф Богнер из Германии.
В 1989 году Полунин принял участие в "Караване мира", европейском фестивале уличных театров. В течение полугода уникальный театральный город на колесах бороздил дороги Европы. "Люблю людей, живущих стихийно, на импровизации. Как и я, - говорит Полунин. - Помню, выступали мы во Франции. В финале спектакля отходим к сцене - занавес поднимается, уходим - он опускается. И вот подняли занавес, а на сцене оказалась открытой дверь, за которой находилась площадь. Я тихонько шепнул: «Откройте нам ворота». Техники открыли ворота, и перед нами оказалась огромная площадь, падающий снег, фонарь. Мы начали уходить на эту площадь, отошли уже на 500 метров, а публика сидит и смотрит. Мимо проезжает такси. Я его ловлю, мы садимся и уезжаем. Такие импровизации разрушают структуру обыденности".
Последнюю попытку внедрить карнавальную культуру в массы Полунин осуществил вместе с "Академией дураков". Первый этап этого грандиозного проекта Вячеслав провел на свои средства. На второй этап денег уже не было, и тогда он уехал из России на гастроли по миру.
Особенности национального юмора
Со "Снежным шоу" Полунин объездил, без преувеличения, весь мир. Однако шоу по-прежнему популярно. Как говорят критики, "затертость" не мешает воспринимать его свежо и с восторгом. Один журналист даже написал: "Ничто не вечно под Луной кроме Полунина".
Почти в каждой стране Полунин приспосабливает спектакль к менталитету и традициям. Например, в Испании, где сдержанность героев "шоу" непонятна местным зрителям, пришлось к двум персонажам прибавить еще пять. "Им, как в корриде, надо энергию изливать", - говорит артист.
Зато в Мексике зрители ничем не отличаются от московских. "Та же эмоциональная волна, тот же тип энергетики. Поэтому мексиканские сериалы столь любимы в России. Мексиканцы сопереживают персонажу, за него страдают. Чума просто! Мы там четыре раза были, и в пятый зовут. Есть такие страны – Корея, Мексика, Италия, Канада, Англия, всего десяток, где мы как дома, и раз в год обязательно должны приехать".
Ядро группы Полунина – это пять человек: Вячеслав, его жена и трое сыновей. "Семья наша как бы в вечном движении. Чаще всего живем два года в одной стране, потом, когда она надоедает, переезжаем в другую. Два года во Франции жили, потом два года в Америке. Сейчас уже год здесь, в Лондоне. Может, во Францию опять подадимся или в Голландию — посмотрим", - приводит слова Полунина mignews.com.
Сейчас семья Полуниных "осела" в Париже - в 4-этажном фантастическом замке-театре. В нем есть несколько особых комнат. Так, в комнате "Ностальгия" все завешено фотографиями, но не реальной жизни, а фантазиями. "Например, я и моя жена сфотографированы в виде моих бабушки и дедушки в летчицких шлемах после перелета через Ла-Манш, - рассказывает Полунин, - Лена, моя жена, специально научилась вязать: она связала несколько мешков кружев и украсила ими всё. Всё, что там есть, все в кружевах. Есть и комната путешествий, она в туалете. Она вся завешена картами, где мы были: со стрелочками, фотографиями, чемоданами. И когда ты входишь, открываешь дверь, звучит паровозный гудок, а закрываешь - и трогается туалет, и едет с тобой в путешествие, и мимо окна березки и все другое. А когда ты дергаешь сливной бачок - звучит гудок на весь дом. И все знают, что ты там побывал…"
Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников.