1 июля 2010 года вступает в силу Федеральный закон №262 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ". Инициатива президента РФ Дмитрия Медведева направлена на обеспечение прозрачности судебных решений.
В этом документе прописаны не только права граждан на получение информации о деятельности судов, но и обязанности служителей Фемиды оперативно предоставлять сведения о своей работе. Закон направлен на исполнение принципа гласности судебного процесса, установленного Конституцией РФ.
Теперь все российские суды будут обязаны размещать в Интернете тексты своих решений сразу после их принятия, а приговоров - после вступления в законную силу. Будут раскрыта важная информация о судебной системе и судах, а также основные сведения о людях в мантиях, ответственных работниках аппарата суда.
Предусматривается обеспечить полную доступность информации о времени и порядке работы судов, о движении дел и заявлений, включая информацию о времени и месте их рассмотрения. Также планируется создание системы, позволяющей предоставить населению свободный доступ к судебным актам.
По суду и по совести
Цель закона об открытости судебной системы: превратить суд в общественном сознании в инстанцию, где можно цивилизованно решать свои проблемы. Для этого необходимо наладить "диалог" общества и судебной системы посредством СМИ.
Следствием такого «общения» должно стать лучшее понимание каждой из сторон проблем и потребностей другой стороны. Тогда можно будет ожидать как гуманизации наказаний, выносимых в судах, так и формирования благоговейного отношения к праву у населения.
Объясняя свои решения через СМИ, суд сможет приблизить его к пониманию простых граждан. В результате противоречия между законом и индивидуально понимаемой справедливостью могут быть нивелированы. Что, в свою очередь, существенно снизит количество немотивированных жалоб, в большинстве случаев написанных лишь от непонимания.
В целом, тесное взаимодействие правосудия со СМИ вполне способно стать действенным средством правового просвещения общественности. Повышение правовой грамотности населения приведет к существенному снижению сроков рассмотрения дел, к улучшению обоснования позиции, и как результат, к повышению качества судебного решения.
Оптимистично оценивать перспективы ФЗ №262 позволяет поддержка его судьями, которые высоко оценивают важность открытости и прозрачности судебной системы. "Закрытие информации - это повод для обвинения в необъективности. В суде есть понимание того, что открытость и доступность - это в большей степени защита самих судей", - заявил председатель Арбитражного суда города Москвы Олег Свириденко.
Открытость судебной системы предусматривает более эффективный самоконтроль, успешную чистку рядов. "Любое коррупционное правонарушение всегда происходит в условиях закрытости. Если мы будет развивать открытость судебной системы, это станет надежным заслоном", - заявил по этому поводу глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов.
Как показывает зарубежный опыт, общественная оценка позитивно сказывается на повышении качества работы судов, ответственности работников судебной системы, росте авторитета судебной власти. В этой связи, вполне можно ожидать, что подробное освещение деятельности судов всех уровней, привлечение общественного внимания к работе судебной системы, будет способствовать лучшему исполнению судом своих обязанностей.
"Качество работы суда - это определяющий фактор демократического развития. Мы будем твердо и последовательно добиваться эффективной деятельности всей судебной системы", - резюмировал Медведев особую значимость законопроекта на Всероссийском съезде судей.
Вести из судов
Уже сегодня доступ к судебной информации реализуется весьма разнообразными способами: с помощью электронной почты, Интернет-сайтов, информационных терминалов, видеоконференцсвязи, коммерческих и бесплатных правовых баз данных.
На данный момент объемы информации в информационных системах судов общей юрисдикции России оцениваются в размере около 50 миллионов единиц. Развертывание ГАС "Правосудие", призванной объединить информационные ресурсы этих судов в единое информационное пространство, должно привести к дальнейшему росту этих показателей в геометрической прогрессии.
Более эффективному взаимодействию судов и СМИ, несомненно, способствовало появление в 2003 году в региональных судах общей юрисдикции института пресс-секретарей. Сейчас эта должность имеется в штатном расписании практически всех судов субъектов РФ.
По словам официального представителя Верховного суда РФ Павла Одинцова, в скором времени планируется разработать единый стандарт функционирования пресс-служб судов субъектов РФ. Причем пресс-секретари региональных судов будут активно пользоваться современными техническими инструментами, фото и видео аппаратурой.
Со временем официальные представители судов должны будут самостоятельно не только готовить текстовые сообщения для размещения на судейских официальных сайтах, но и повсеместно вывешивать в Интернет и предоставлять журналистам фото и видеоматериалы достойного качества. После начала действия 262-го закона можно ожидать, что многие пресс-секретари и сами судьи начнут вести обычные и видеоблоги, которые существенно облегчат донесение информации о работе суда до всех желающих.
Внутренняя цензура
Первое время после вступления закона в силу суды будут руководствоваться временным регламентом размещения информации о делах и текстов судебных актов. Документ в конце мая этого года опубликовал Президиум Совета судей.
По закону не должны попадать в Интернет решения по делам, затрагивающим безопасность государства, семейно-правовые отношения и об ограничении дееспособности. Временный регламент добавляет в перечень непубличной информации сведения о махинациях, схемах уклонения от уплаты налогов, способах мошенничества, изготовления наркотических средств, оружия и т.д. То есть, любую информацию, которой могут воспользоваться преступные элементы.
Для обеспечения безопасности участников судебного процесса из публикуемых актов будут исключаться персональные данные участников судебного процесса: имя, дата и место рождения, место жительства, ИНН, сведения о транспортных средствах, все адреса и проч. Этого требует закон о персональных данных.
Впрочем, в регламент в ближайшее время могут быть внесены изменения, поскольку 19 мая председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев озвучил позицию ВС в части реализации 262-го Закона. Лебедев считает, что тексты судебных документов, за исключением случаев, указанных в законе (гостайна и т.п.), должны публиковаться без купюр. Аналогичного мнения придерживается глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов.
Догнать и перегнать Америку
Механизм общественного и гражданского контроля за судебными решениями давно и успешно действует в большинстве западных стран, в частности, в США, Франции, Испании и других. Благодаря открытости судебной системы нормы закона и права становятся естественной частью обычной жизни граждан.
Этому способствует и нестандартные формы подачи информации: например в Канаде есть правовой ресурс, который рассказывает о деятельности судов с помощью анимации и картинок. Можно предположить, что вскоре подобные ресурсы появятся и в нашей стране. Тем более, что образцом для российской системы электронного документооборота стала американская система Public Access to Court Electronic Records – PACER.
У российских граждан уже есть существенное преимущество перед жителями западных стран, поскольку уже сегодня мы можем получить интересующий судебный документ совершенно бесплатно.
Не приходится сомневаться, что политика информационной открытости нашей судебной системы будет способствовать росту правосознания граждан, а также признанию всеми слоями общества верховенства закона. За последние пять лет, благодаря целенаправленным действиям по открытию информации, число людей, негативно оценивающих деятельность судебной системы, сократилось практически в полтора раза
Согласно данным опроса общественного мнения, проведенном в 2004 году, около 50% респондентов характеризовали судебную систему негативно или не положительно. В прошлом году около 40% опрошенных россиян младше 35 лет уже позитивно оценивали отечественную судебную систему. Эти данные можно расценивать как аванс, выданный обществом судебной системе перед началом действия 262-го закона. В правовом государстве именно на фундаменте такого аванса и заключается общественный договор.