Рейтинг@Mail.ru
Частная звездная инициатива - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Частная звездная инициатива

© NASAЧастная звездная инициатива
Частная звездная инициатива
Читать ria.ru в
Дзен
В минувшую пятницу американский "частный космос" нанес очередной удар в своей битве за место под солнцем. Состоялось успешное испытание ракеты-носителя Falcon-IX, разработанной компанией SpaceX, принадлежащей одному из деятелей американской "информационной экономики" Элону Маску, разработчику системы электронных платежей PayPal.

Константин Богданов, для РИА Новости.

В минувшую пятницу американский «частный космос» нанес очередной удар в своей битве за место под солнцем. Состоялось успешное испытание ракеты-носителя Falcon-IX, разработанной компанией SpaceX, принадлежащей одному из деятелей американской «информационной экономики» Элону Маску, разработчику системы электронных платежей PayPal. Интерес к данной разработке подогревается тем, что речь идет не о персональном капризе эксцентричного мультимиллионера, а о вполне продуманном стратегическом бизнесе с американским государством - на руках у компании лежит контракт с НАСА на сумму 1,6 миллиарда долларов, объем которого, в случае успеха предприятия, удвоится.

Ракета уходила в полет с испытательным вариантом корабля Dragon - универсальной платформы, которую планируется использовать в разных вариантах как для транспортировки грузов на МКС, так и для пилотируемых запусков (по сведениям проектировщиков, корабль допускает размещение семи членов экипажа). Именно «дракон» должен стать той рабочей лошадкой, которая будет приносить Элону Маску деньги НАСА. Пока речь идет о 12 оплаченных грузовых запусках к МКС, предваряемых тремя испытательными полетами. Первый рабочий визит на орбиту запланирован уже на следующий 2011 год.

Стоять на месте разработчики не собираются. В ближайших планах - разработка Falcоn-IX Heavy, тяжелой версии «девятого сокола» с «утроенной» первой ступенью. Это позволит, по утверждению конструкторов, довести забрасываемую полезную массу до 29 тонн для опорной орбиты и 15 тонн для геостационарной. Для сравнения: отечественный носитель «Протон» показывает 22 и 3,7 тонны соответственно, последние версии европейского носителя «Ариан-5» - 21 и 10,5 тонны.

Благостную картину несколько портят отдельные проблемы. Так, двигатели первой ступени изначально разрабатывались как «многоразовые»: ступень должна была отделяться, приводняться на парашютах и затем использоваться заново (как это происходит с твердотопливными ускорителями системы «Спейс Шаттл»). Однако ни на одном из испытаний конструктора SpaceX не смогли добить нормального приводнения ступени - и в этот раз тоже удар о воду получился излишне жестким и разнес оборудование в куски. После этого Элон Маск был вынужден на пресс-конференции обозначить этот вопрос как «не критичный для бизнес-плана проекта в целом», что со всей очевидностью является попыткой выдать нужду за добродетель, поскольку повлечет дополнительные расходы на производство весьма недешевых кислород-керосиновых двигателей «Мерлин». Крупные вопросы вызывает и заявленная компанией стоимость разработки системы «ракета плюс корабль», которая, включая средства на подготовку стартовой площадки, составила 420 миллионов долларов, что беспрецедентно дешево. Скептики в связи с этим указывали либо на низкую надежность комплекса (что на текущий момент не подтверждается историей удачных пусков), либо, что более вероятно, на наличие у компании-разработчика скрытых или неявно субсидированных расходов. Впрочем, в начале 2000-х годов скептики утверждали сначала, что система не будет сделана в металле, потом - что она «вообще не полетит», и теперь им придется в очередной раз корректировать свой пессимизм в соответствие с реальностью. Как знать, в последний ли?

На фоне подобного успеха возникает все больше вопросов к государственным и окологосударственным разработчикам космических систем. Полумертворожденная линейка американских ракет-носителей Ares была частично успешно испытана осенью 2009 года в облегченном варианте и претерпела за последний год массу нападок со стороны экспертного сообщества и даже первых лиц государства. А на фоне успехов SpaceX и свертывания основного блока насовской программы «Созвездие» (частью которой Ares и являлась) ее перспективы выглядят уж совсем мрачно. Но, как мы видим, для американской космонавтики в целом это не создаст непреодолимых трудностей.

Чего не скажешь о российском проекте ракеты-носителя нового поколения «Ангара», постепенно превращающемся в худшую разновидность долгостроя. Доходило до анекдота: любители космонавтики год назад кропотливо собрали все заверения руководства «ГКНПЦ имени М.В. Хруничева» (головного разработчика по теме «Ангары») за истекшие 10 лет. В результате был построен практически линейный график, на котором заявляемые сроки первого старта аккуратно и педантично «ехали» вперед, на три-четыре года опережая дату очередного «отчета» перед общественностью (осенью 2009 года этот невеселый «закон» был успешно подтвержден еще раз). Для сравнения: корпорация SpaceX была создана в 2002 году, и уже в марте 2006 года осуществила первый пробный (хотя и неудачный) запуск прототипа своей ракеты-носителя. Это, конечно, не отменяет существенных успехов отечественных разработчиков. Например, успешных огневых испытаний универсального ракетного модуля («кубика», из которого планируется «собирать» ракеты семейства «Ангара») летом-осенью прошлого года.

Или старта корейской ракеты KSLV-1 в августе 2009 года, чья успешно отработавшая первая ступень была разработана и произведена российскими специалистами как раз в рамках «ангарского» проекта. При этом, однако, нельзя не отметить, что проект «Ангары» демонстрирует вялость в развитии и крайне низкую эффективность инвестиций в условиях возрастающей критичности этой разработки для будущего отечественного космоса.

Можно сколько угодно спорить о деньгах, которые Маск затратил на свою ракету, о ее нише на рынке коммерческого запуска, о том, что не все так гладко в надежности, как ему хотелось бы подать. Надо только помнить одну единственную вещь. Его ракета со старта ушла. А иных и в глаза-то пока никто не видел.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала