Проблема трудоустройства весьма актуальна для выпускников вузов. Многие идут работать не по специальности, полученной в стенах альма-матер. Что же определяет процесс поиска работы для социологов и что поможет избежать попадания в массу «офисного планктона», в интервью РИА Новости рассказывает заведующий кафедрой общей социологии факультета социологии Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Никита Покровский.
- Никита Евгеньевич, многие до сих пор думают, что социологи – это, прежде всего, те, кто занимается соцопросами. Так ли это и где сейчас востребованы дипломированные социологи?
- Опросы и анкетирование – это лишь внешние признаки профессии, надводная часть айсберга. Судить по этим признакам о специальности социолога все равно, что считать врачами только тех, кто берет кровь на анализ и снимает электрокардиограммы. Социологи, прежде всего, анализируют системные отношения в обществе, и в этом смысле они сродни врачам-диагностам.
Помимо занятости в крупных компаниях по исследованию общественного мнения, в социологических отделах государственных институтов и частных компаний, социологи нужны там, где необходим аналитический склад ума: в журналистике, политике, рекламном деле, консультировании и других сферах.
- Насколько, с позиции абитуриента, привлекательна профессия социолога?
- Такой вопрос часто задают родители абитуриентов на Дне открытых дверей факультета. Однако говорить человеку при поступлении, где и кем он будет работать, сколько получать – просто нет смысла. Здесь действует правило: тот, кто стал специалистом в своем деле на университетской скамье, не имеет никаких проблем с трудоустройством и весьма хорошо зарабатывает.
Вузы и, в частности, наш факультет, предоставляют студентам максимум возможностей для контактов с будущими работодателями. Каждый студент может связаться с ними напрямую и участвовать в совместном проекте или как-то еще заинтересовать этих лидеров нашей профессии – что называется, проявить себя в деле. Если студенты не сделали этого за годы учебы, о чем можно говорить?
Трудоустройство – на сто процентов в руках самих студентов. Они могут как перепрыгнуть пару ступенек на карьерной лестнице, воспользовавшись открытыми для них возможностями, так и остаться у разбитого корыта.
- Сейчас на позиции социолога работодатели часто берут людей без социологического образования. Почему?
- Многие, но далеко не все выбирают сотрудников скорее по умению «схватывать» информацию, приспосабливаться к новым условиям труда или выкручиваться из сложных ситуаций. И, увы, мало кому интересно, обладает ли человек научной культурой, знает ли классику науки и тонкости различных методик. На мой взгляд, причин тому несколько.
Первая – в том, что сегодня в стране преподаются две совершенно разные социологии. Хотя одну из них назвать таковой можно с натяжкой: она не ориентирована на мировые стандарты и далека от аналитики. Другая, научная, социология представлена не во всех университетах. Работодатель же уверен: диплом социолога говорит сам за себя. А это не так.
Вторая причина «неразборчивого» отношения к профессии социолога на рынке труда связана с общей спецификой этого рынка в России: требовательность к качеству у него невысока. Нередко компаниям необходим всего лишь «офисный планктон», потому что по-настоящему креативной работой занимаются немногие. В областях, не связанных с техническими или медицинскими специальностями, качество образования уже не так востребовано, и многие идут на неплохо оплачиваемые места в офисах, где не нужно особого умственного напряжения.
- Может ли решить проблему изменение содержания социологического образования?
- На данный момент нет, поскольку, по моему убеждению, изменения в образовании идут вслед за изменениями в обществе. Сейчас общество вполне устраивает, что на конвейерах вузов серийно производятся тысячи выпускников, львиная доля которых заполняет офисы российских и иностранных компаний в России. Это новая реальность образования не только у нас, но и в мире, где созданием действительно нового занимаются лишь небольшие группы специалистов.
- Насколько в таком случае оправдано совмещение работы и учебы?
- На мой взгляд, оно абсолютно не оправдано. Несмотря на то, что около 90% студентов старших курсов дневных отделений вузов параллельно работают, это полностью противоречит принципам, заложенным в фундаментальном образовании. Совмещать полноценную работу с полноценной учебой невозможно – как правило, работа идет в ущерб занятиям. В результате студенты приходят вечером в университет уже «выжатыми» после рабочего дня или просто не выспавшимися. И это парадоксальная ситуация: сначала молодые люди с неимоверными усилиями пытаются поступить в лучшие вузы страны, чтобы там учиться, а потом, вместо того, чтобы впитывать знания, отодвигают учебу в сторону и идут работать. Полнейший парадокс. И к тому же прямая дорога к пополнению рядов «офисного планктона» после выпуска.
Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости