МОСКВА, 4 июн - РИА Новости. Гражданская панихида по легендарному поэту-шестидесятнику Андрею Вознесенскому, который скончался во вторник, прошла в Центральном доме литераторов в пятницу, передает корреспондент РИА Новости.
Попрощаться с поэтом, которого называли живым голосом 60-х, пришли тысячи людей. В траурной процессии они подходили к гробу и возлагали цветы, отдавая дань его таланту и удивительным человеческим качествам. Проводить в последний путь Андрея Вознесенского пришли: спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, писатель Владимир Войнович, директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова, поэты Евгений Евтушенко, Олеся Николаева, Владимир Вишневский, Юрий Кублановский, Андрей Деменьтьев, Евгений Рейн, режиссеры Олег Табаков, Марк Захаров, руководитель Роспечати Михаил Сеславинский и многие другие.
Панихида началась с выступления актера Вениамина Смехова, который прочитал стихи Андрея Вознесенского. Далее свою глубокую признательность поэту выразил министр культуры РФ Александр Авдеев.
"Он был предвестником последующих перемен прошедших в Советском Союзе. Наверное, это банальность, но перед глазами встает хрупкий юноша, стоящий перед лицом политбюро. Он указал нам путь свободы, и сам был внутренне свободен. Он сделал нашу культуру гражданственной, это мужественный человек, который один противостоял системе", - сказал Авдеев.
Марк Захаров отметил, что Андрей Вознесенский "вознесся в высокие небесные выси российской поэзии, обогатил наше поэтическое слово".
"Я знаю два космических явления в российской поэзии - это Велимир Хлебников и Андрей Вознесенский. Я поражен тем, как можно было выудить из космоса такие аббревиатуры, укротить их, чтобы они перестали быть в языке чужеродными",- сказал Захаров.
Михаил Сеславинский в свою очередь поблагодарил ушедшего поэта ото всех "за науку жить, которую он преподнес в своих стихах".
Режиссер Олег Табаков поделился своими чувствами по поводу ухода любимого поэта: "Категории, которые он в своих стихах рассматривал, были совсем уж свободные. Время, жизнь прожитая - они с ним. И его уход - это, стало быть, и ты чего-то лишаешься".
Табаков также отметил, что Андрей Вознесенский обладал редким качеством - умел восхищаться талантом других.
После завершения гражданской панихиды траурный картеж проследует к кладбищу Новодевичьего монастыря, где и упокоится поэт в семейном захоронении рядом с могилами его отца и матери.
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. В 14 лет послал свои стихи Борису Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского.
В 1957 году он окончил Московский архитектурный институт и отметил это событие стихами: "Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, райклубы в рококо!..".
Вознесенский начал публиковаться с 1958 года. Официальные критики ругали поэта. В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев подверг поэта резкой критике и в запале кричал ему: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!". Однако, несмотря на временные опалы, его стихи продолжали издаваться большими тиражами.
В 1960-е годы Вознесенский выступал со своими стихами в Париже, в Мюнхене. Совершил поездки в Италию, Францию и другие страны. Впечатления от этих путешествий стали строками его стихов.
В 1964 году вышел сборник "Антимиры", в 1966 году - "Ахиллесово сердце", затем, в 1970 году - "Тень звука", в 1972 году - "Взгляд", в 1974 году - "Выпусти птицу!", в 1975 году - "Дубовый лист виолончельный", в 1976 году - "Витражных дел мастер", в 1979 - "Соблазн".
В 1979 году Вознесенский принял участие в альманахе "Метрополь".
В начале 80-х поэт начал писать прозу. В 1982 году он опубликовал повесть "О", в 1984 году - книгу "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения", в 1987 году - книгу "Ров. Стихи и проза", в 1990 году - "Аксиома самоиска", в 1991 году - "Россiя, Poesia".
На стихи Вознесенского Юрий Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль "Антимиры", Алексей Рыбников написал рок-оперу "Юнона и Авось", а Марк Захаров поставил ее в "Ленкоме", Родион Щедрин создал музыкальное произведение "Поэтория".
Андрей Вознесенский экспериментировал и в области художественной формы. Он создавал так называемые "видеомы", в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста (цикл "Распятие").
В конце жизни Вознесенский тяжело болел, перенес две операции. В последний раз он появлялся на публике 25 января, на вручении премии "Триумф" в музее им. Пушкина.