Рейтинг@Mail.ru
Рынку частного образования нужны новые специалисты – Михаил Никитин - РИА Новости, 03.06.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рынку частного образования нужны новые специалисты – Михаил Никитин

Читать ria.ru в
Дзен
Начальное и среднее педагогическое образование переживает большие изменения, связанные как с развитием рынка труда, так и с переходом на новые организационные формы. О проблемах и перспективах педколледжей говорит в интервью РИА Новости директор Научно-исследовательского института развития профессионального образования города Москвы Михаил Никитин.

Начальное и среднее педагогическое образование переживает большие изменения, связанные как с развитием рынка труда, так и с переходом на новые организационные формы. О проблемах и перспективах педколледжей говорит в интервью РИА Новости директор Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИ РПО) города Москвы Михаил Никитин.

- Михаил Валентинович, существует мнение, что для тех, кто занимается или будет заниматься педагогической деятельностью, обязательно высшее педагогическое образование. В чем тогда задача среднего педагогического образования?

- Новое положение Минобрнауки РФ об аттестации всех, кто занимается или будет заниматься педагогической деятельностью, закладывает более жесткие требования к повышению педагогической квалификации. Такие требования в определенной степени обоснованны, поскольку их цель – обеспечение качества работы педагога.

Однако появился новый негосударственный (частный) сектор, где востребованы воспитатели детских садов, и есть достаточное количество семей, которым нужны няни и гувернеры.

К сожалению, сектор среднего педагогического образования, где такие категории педагогических работников могли бы получать образование, сокращается: идет процесс «недружественного поглощения» педагогических колледжей университетскими комплексами. И анализ таких «поглощений» показывает: они не всегда оправданы.

- Но в чем высшее педагогическое образование проигрывает среднему педагогическому?

- По моему мнению, у нас в образовании традиционно не оцениваются должным образом  некоторые  виды профессиональной деятельности, и специалисты для них особым образом нигде не готовятся. Речь идет, например, об  ассистентах (помощниках) преподавателей, лаборантах, заведующих общежитиями и других категориях обслуживающего и вспомогательного  персонала, который  трудится  в общем профессиональном образовании, среднем педагогическом - либо на курсах.

- Какие же образовательные программы должны быть приоритетными в среднем педагогическом образовании?

- Прежде всего, новые (которые надо еще разработать) интегрированные программы  по совмещению профессиональных функций: бухгалтер-кассир для автономного образовательного учреждения; продавец-секретарь (диспетчер) учебной части; маркетолог образовательных услуг; диджей-организатор молодежного досуга; помощник педагога дистанционного обучения; водитель-охранник; специалист по ландшафтному дизайну территорий образовательных учреждений…

Возможно, определенная свобода, которая появится в штатных расписаниях средних образовательных учреждений при их переходе в статус автономных, поможет ускорить решение проблемы.

- Есть ли у среднего профессионального образования перспективы и ресурсы для развития?

- Я убежден: у среднего профессионального образования (СПО) их больше, чем у высшей школы. Достаточно сказать, что трудоустройство выпускников СПО по рабочим и технологическим специальностям устойчиво выше, чем у вузов. Эта тенденция прослеживается во многих регионах. В том числе и в Москве. Более короткие сроки обучения, практико-ориентированные программы, получение смежных специальностей, эффективные воспитательные системы социальной поддержки студентов включая программы инклюзива – конкурентные преимущества СПО. В новых условиях учреждения среднего профессионального образования – лидеры и должны получить внеочередную поддержку.

- Изменится  ли, по-вашему, качество обучения студентов СПО в связи с переходом этих учебных заведений на новые организационно-правовые формы?

- Одна из стратегических задач соответствующего федерального закона  – переход на «бюджетирование, ориентированное на результат». Кто заинтересован в качестве результата профессионального обучения?  Родители, студенты, работодатели, органы власти, педагогический персонал – все эти лица будут стремиться к прозрачности бюджетных потоков. Надо прощаться с иллюзиями о равенстве в бедности. Бюджетное финансирование государственного задания – это не собес, это механизм адекватного инвестирования в уровень квалификации каждого студента бюджетной группы.

Конечно, вместе с бюджетным финансированием государственного задания будет развиваться и система дополнительного профессионального обучения. Она в учреждениях СПО развита крайне слабо, а потребителей для потенциальных выпускников – достаточно. Возможно, некоторые образовательные учреждения потеряют статус юридического лица, станут филиалами (отделениями) крупных многофункциональных колледжей - образовательно-социальных комплексов. Вот такие колледжи-комплексы и получат статус автономного учреждения. И в состав их наблюдательных советов войдут те социально активные группы граждан, которые захотят делать дело.

Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала