Начальное и среднее педагогическое образование переживает большие изменения, связанные как с развитием рынка труда, так и с переходом на новые организационные формы. О проблемах и перспективах педколледжей говорит в интервью РИА Новости директор Научно-исследовательского института развития профессионального образования (НИИ РПО) города Москвы Михаил Никитин.
- Михаил Валентинович, существует мнение, что для тех, кто занимается или будет заниматься педагогической деятельностью, обязательно высшее педагогическое образование. В чем тогда задача среднего педагогического образования?
- Новое положение Минобрнауки РФ об аттестации всех, кто занимается или будет заниматься педагогической деятельностью, закладывает более жесткие требования к повышению педагогической квалификации. Такие требования в определенной степени обоснованны, поскольку их цель – обеспечение качества работы педагога.
Однако появился новый негосударственный (частный) сектор, где востребованы воспитатели детских садов, и есть достаточное количество семей, которым нужны няни и гувернеры.
К сожалению, сектор среднего педагогического образования, где такие категории педагогических работников могли бы получать образование, сокращается: идет процесс «недружественного поглощения» педагогических колледжей университетскими комплексами. И анализ таких «поглощений» показывает: они не всегда оправданы.
- Но в чем высшее педагогическое образование проигрывает среднему педагогическому?
- По моему мнению, у нас в образовании традиционно не оцениваются должным образом некоторые виды профессиональной деятельности, и специалисты для них особым образом нигде не готовятся. Речь идет, например, об ассистентах (помощниках) преподавателей, лаборантах, заведующих общежитиями и других категориях обслуживающего и вспомогательного персонала, который трудится в общем профессиональном образовании, среднем педагогическом - либо на курсах.
- Какие же образовательные программы должны быть приоритетными в среднем педагогическом образовании?
- Прежде всего, новые (которые надо еще разработать) интегрированные программы по совмещению профессиональных функций: бухгалтер-кассир для автономного образовательного учреждения; продавец-секретарь (диспетчер) учебной части; маркетолог образовательных услуг; диджей-организатор молодежного досуга; помощник педагога дистанционного обучения; водитель-охранник; специалист по ландшафтному дизайну территорий образовательных учреждений…
Возможно, определенная свобода, которая появится в штатных расписаниях средних образовательных учреждений при их переходе в статус автономных, поможет ускорить решение проблемы.
- Есть ли у среднего профессионального образования перспективы и ресурсы для развития?
- Я убежден: у среднего профессионального образования (СПО) их больше, чем у высшей школы. Достаточно сказать, что трудоустройство выпускников СПО по рабочим и технологическим специальностям устойчиво выше, чем у вузов. Эта тенденция прослеживается во многих регионах. В том числе и в Москве. Более короткие сроки обучения, практико-ориентированные программы, получение смежных специальностей, эффективные воспитательные системы социальной поддержки студентов включая программы инклюзива – конкурентные преимущества СПО. В новых условиях учреждения среднего профессионального образования – лидеры и должны получить внеочередную поддержку.
- Изменится ли, по-вашему, качество обучения студентов СПО в связи с переходом этих учебных заведений на новые организационно-правовые формы?
- Одна из стратегических задач соответствующего федерального закона – переход на «бюджетирование, ориентированное на результат». Кто заинтересован в качестве результата профессионального обучения? Родители, студенты, работодатели, органы власти, педагогический персонал – все эти лица будут стремиться к прозрачности бюджетных потоков. Надо прощаться с иллюзиями о равенстве в бедности. Бюджетное финансирование государственного задания – это не собес, это механизм адекватного инвестирования в уровень квалификации каждого студента бюджетной группы.
Конечно, вместе с бюджетным финансированием государственного задания будет развиваться и система дополнительного профессионального обучения. Она в учреждениях СПО развита крайне слабо, а потребителей для потенциальных выпускников – достаточно. Возможно, некоторые образовательные учреждения потеряют статус юридического лица, станут филиалами (отделениями) крупных многофункциональных колледжей - образовательно-социальных комплексов. Вот такие колледжи-комплексы и получат статус автономного учреждения. И в состав их наблюдательных советов войдут те социально активные группы граждан, которые захотят делать дело.
Материал подготовила Екатерина Рылько (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости