Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Будет ли второй шанс? С этим настроением было бы разумно подойти к одной важной дате: этим летом исполняется десять лет с момента одобрения правительством «Стратегии социально-экономического развития РФ до 2010 года», подготовленную Центром стратегических разработок (ЦСР), которым в то время руководил будущий глава Минэкономразвития, а сейчас действующий председатель правления Сбербанка Герман Греф.
В первые дни лета по этому поводу ЦСР с дружественными институтами устроил «разбор полетов».
Стратегия-2010 охватывала практически все аспекты экономической жизни страны. Как говорил сам Греф, разработчики «замахнулись на всю площадку». Документ был четким планом реформ на ближайшее десятилетие. В нем были поставлены не только глобальные, но и пошаговые задачи реформирования как отдельных отраслей, так и целых систем (например, налоговой, таможенной, пенсионной). Правда, в одобренном кабинетом министров варианте был вычеркнут раздел, касающийся реформы государства, но десять лет назад эта проблема не казалась чрезвычайно важной.
Как подсчитали эксперты ЦСР, общий уровень реализации прописанных в Стратегии-2010 реформ (их три: реформа власти и социальной сферы, а также модернизация экономики) в среднем составляет сегодня 36%.
Из десяти провозглашенных стратегических целей были достигнуты только три: по сравнению с 2000 годом был повышен уровень жизни населения и почти удвоен ВВП. Также в актив власти можно записать поддержание платежеспособности государства, что после дефолта 1998 года является безусловным достижением. При этом так и не удалось изменить сырьевую модель экономики, сделать ее конкурентоспособной, провести реформы судебной и правоохранительной систем.
Чиновникам повысили зарплаты
Можно ли считать удавшейся реформу власти? Судя по данным ЦСР, практически полностью были реформированы лишь федеративные отношения: функции, финансирование и ответственность были четко разграничены между регионами, муниципалитетами и федеральным центром. Из всех предложений экономистов, касающихся новаций в деятельности органов исполнительной власти, до конца было выполнено лишь одно – в два-три раза были повышены зарплаты чиновникам. Заявив о необходимости реформирование судебной системы, государство опять же ограничилось повышением оплаты труда судей. Остальные меры так и не были до конца реализованы. Взявшись навести порядок в правоохранительных органах, власть также не стала «изобретать велосипед», и уже, видимо, по привычке в первую очередь увеличила финансирование «силовиков». В графе достижений других целей реформы правоохранительной системы эксперты ЦСР ставят нулевые отметки.
«Социалка» стала аутсайдером
В социальной сфере степень реализации реформ оказалась самой низкой. За исключением пенсионной реформы и помощи бедным при оплате услуг ЖКХ довести до конца не удалось ничего.
Государство исправно повышало пенсии и довело их размер до уровня прожиточного минимума в регионе. Были предложены накопительные механизмы финансирования пенсий работающих, поскольку уже очевидно, что Пенсионный фонд в скором времени не сможет платить пенсионерам достойную пенсию только из получаемых страховых взносов. Эксперты посчитали, что задачи, поставленные при реформировании пенсионной системы, выполнены на две трети.
Упразднение социальных льгот и перевод части из них в денежную форму позволил считать стратегию-2010 в сфере соцпомощи населению реализованной наполовину. Правда, так и не заработал принцип адресной помощи социально не защищенным слоям населения. Куда хуже – лишь на четверть – удалось исполнить задуманное при реформировании в сфере здравоохранения, образования и трудовых отношений.
Вечная модернизация
Задача модернизировать экономику перекочевала из Стратегии-2010 в аналогичную же программу, которая должна быть реализована к 2020 году. Ничего удивительного в этом нет: удачными можно признать лишь налоговую реформу (реализация 75%). Права собственности в стране по-прежнему не защищены, о равных условиях конкуренции можно только мечтать. Сохраняется дискриминации производителей в зависимости от размера компании и степени участия государства в ней. В Стратегии-2010 говорилось, что государство, сосредоточившись на выполнении своих базовых функций (защиты безопасности граждан, гаранта соблюдения правил и законов бизнесом), постепенно отойдет от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса. Эксперты ЦСР оценивают реализацию этой задачи в 0%, подчеркивая, что именно этот показатель является худшим при исполнении всей программы реформ.
В чем причина неудач
«Надо обладать фантастическим воображением, чтобы ассоциировать эту программу с неудачей», - так оценивает реализацию Стратегии-2010 ее автор Герман Греф. Незаконченность реформ, по его мнению, не является проблемой, главное, что задан вектор развития, хотя значительная часть экспертов эту точку зрения не разделяют. «Представленные результаты – это демонстрация срыва всей программы. Почти ничего не изменилось», - оппонирует Грефу научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин.
Дело в том, что задуманные реформы реализовывались при беспрецедентно удачной внешнеэкономической конъюнктуре. Когда писалась программа реформ, баррель нефти, от цены на которую во многом зависят доходы российского бюджета, стоил 17-18 долларов.
Реформаторы исходили из того, что до 2003 года цена барреля не превысит 20 долларов, рассказал главный экономист ГК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. Никто и представить себе не мог, что в ближайшие годы нефтяные цены превысят 40 долларов, и уж тем более 145 долларов за баррель, как это было в 2008 году. Потому реформирование всех сфер должно было быть более быстрым и эффективным, чем планировалось. Вместо реальных реформ власть решала возникающие проблемы, причем чаще всего самым простым способом – денежными вливаниями. Такая политика привела к тому, что с 2000 по 2008 год госрасходы увеличились в девять раз.
Правда, это не единственная причина неудачной реализации Стратегии-2010. Вместо того, чтобы сосредоточиться на проведении институциональных реформ, правительство решало отдельные «точечные» задачи. Значительную часть из них можно признать успешными: улучшилось налоговое, трудовое законодательство, структурированы межбюджетные отношения, решались социальные вопросы, количество бедных сократилось в два раза.
Зато, например, реформа той же правоохранительной системы (она как раз и относится к разряду институциональных), которая должна была четко лимитировать функции «силовиков», проведена не была. Также осталась не решена проблема защиты прав собственности. Не удивительно, что задача улучшения инвестиционного климата и проведения модернизации экономики не была реализована. Какой же инвестор захочет вкладываться в экономику страны, если ему не только не гарантирована сохранность капитала, но и практически обеспечены проблемы с проверяющими правоохранительными органами?
Еще одна не завершенная институциональная реформа – судебная - привела, как выразился управляющий директор ГК «Тройка Диалог» Андрей Шаронов, к потрясающему разрыву между тем, что прописано в законах и подзаконных актах, с правоприменительной практикой.
«Вычистка» текстов законов с лихвой компенсировалось грубым неприменением этих норм и отсутствием санкций за такие действия.
Сам Герман Греф видит ключевую причину неудач в реализации реформы в том, что «мы недостаточно обратили внимание на такой фактор, как реформа власти и в узком смысле образования — образования класса элиты и управленцев, которые занимались осуществлением реформ». Многие реформы спускались с высокой степенью проработки, и исполнители были не согласны с тем, что надо было делать. В итоге новации просто тормозились.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции