МОСКВА, 1 июн - РИА Новости. Андрей Вознесенский, скончавшийся в Москве во вторник на 78-м году жизни, был огромной фигурой и лидером той поэзии, которая превратилась в 1960-х годах в актуальную политику, заявил РИА Новости писатель Виктор Ерофеев.
"Мы потеряли поэта, которого наши потомки будут почитать наряду с великими классиками и знать наизусть. Вознесенский - Богом данный поэт, он был вехой, знаменем того, что литература - это наша единственная защита", - убежден Ерофеев.
Писатель рассказал, что участие Вознесенского в самиздатовском альманахе "Метрополь" имело необыкновенную важность.
"Его присутствие очень укрепляло нас, еще гаврошей, а он своим авторитетом держал баррикаду. Андрей преобразил русское слово, вывел его из тюрьмы советской. Он был большой поэтической и политической фигурой", - вспоминает Ерофеев.
По его словам, поэтический и политический облик Вознесенского складывался не только из самих текстов, но и из того, как он читал стихи, отдавая энергию слушателю, и как реагировал на него зал.
"Не зря Хрущев именно в него нацелил свой кулак. Не зря он был символом русской свободы, который выстоял, укрепился духом и всегда был на стороне независимых", - подчеркнул Ерофеев.
Писатель признался, что смерть Вознесенского для него - большая личная утрата. "Он был старшим другом и тем, кто в середине 80-х годов написал обо мне как о человеке, у которого есть литературная начинка и
литературное будущее", - отметил он.
Ерофеев пообещал, что один из ближайших выпусков его телепрограммы "Апокриф" будет посвящен Андрею Вознесенскому и его роли в мировой литературе.
Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. В 14 лет послал свои стихи Борису Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского.
В 1957 году он окончил Московский архитектурный институт и отметил это событие стихами: "Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, райклубы в рококо!".
Вознесенский начал публиковаться с 1958 года. Официальные критики ругали поэта. В 1963 году на встрече с интеллигенцией в Кремле Хрущев подверг поэта резкой критике и в запале кричал ему: "Забирайте ваш паспорт и убирайтесь вон, господин Вознесенский!". Однако, несмотря на временные опалы, его стихи продолжали издаваться большими тиражами.
В 1960-е годы Вознесенский выступал со своими стихами в Париже, в Мюнхене. Совершил поездки в Италию, Францию и другие страны. Впечатления от этих путешествий стали строками его стихов.
В 1964 году вышел сборник "Антимиры", в 1966 году - "Ахиллесово сердце", затем, в 1970 году - "Тень звука", в 1972 году - "Взгляд", в 1974 году - "Выпусти птицу!", в 1975 году - "Дубовый лист виолончельный", в 1976 году - "Витражных дел мастер", в 1979-м - "Соблазн".
В 1979 году Вознесенский принял участие в альманахе "Метрополь".
В начале 80-х поэт начал писать прозу. В 1982 году он опубликовал повесть "О", в 1984 году - книгу "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения", в 1987 году - книгу "Ров. Стихи и проза", в 1990 году - "Аксиома самоиска", в 1991 году - "Россiя, Poesia".
На стихи Вознесенского Юрий Любимов поставил в Театре на Таганке спектакль "Антимиры", Алексей Рыбников написал рок-оперу "Юнона и Авось", а Марк Захаров поставил ее в "Ленкоме", Родион Щедрин создал музыкальное произведение "Поэтория".
Андрей Вознесенский экспериментировал и в области художественной формы. Он создавал так называемые "видеомы", в которых стихи совмещаются с рисунками, фотографиями, шрифтовыми композициями, текст располагается в определенной форме, например в форме креста (цикл "Распятие").
В конце жизни Вознесенский тяжело болел, перенес две операции. В последний раз он появлялся на публике 25 января, на вручении премии "Триумф" в музее им. Пушкина.